Аутстаффинг для коммерческой службы

pic_logo_070214.jpg

«Коммерческий директор» №1 (37), январь 2014

От численности персонала и расходов на его содержание во многом зависит экономическая эффективность компании. Поэтому многие стремятся оптимизировать штат и кадровое делопроизводство путем аутстаффинга, тем более если компания работает в условиях жесткой конкуренции. Попробуем разобраться, выгоден ли такой нестандартный вид занятости для сотрудников коммерческой службы.

Elena_Yakovleva.JPG
Елена Яковлева, руководитель департамента аутстаффинга Intercomp

Под аутстаффингом (outstaffing) в России часто понимают все виды аренды персонала, когда компания использует труд работников, числящихся в штате другой фирмы (хотя в нашем законодательстве такого понятия пока нет). В широком смысле аутстаффинг бывает двух видов: в одном случае речь идет о штатных сотрудниках компании, во втором — о привлекаемых со стороны. Потребитель услуги аутстаффинга называется компанией-заказчиком, поставщик — компанией-исполнителем (аутстаффинговой компанией, провайдером). Исполнителем может быть, например, кадровое агентство.

Разбираемся в терминологии

В первом случае сотрудника выводят за штат компании-заказчика и оформляют в штат компании-исполнителя. Работник остается на прежнем месте, но права и обязанности работодателя после заключения договора переходят к провайдеру. Это и есть собственно аутстаффинг. Его используют, если заказчик заинтересован в сохранении сложившегося коллектива, но хочет сократить штат.

Во втором случае провайдер предоставляет заказчику сотрудников, которые числятся в его штате, но работать будут в компании-заказчике. Такой вид заемного труда называется лизингом персонала (staff leasing).

Главное различие между аутстаффингом и лизингом в том, какой именно сотрудник передается организации-заказчику — ранее работавший или новый. Мы же для простоты изложения будем пользоваться расширенным толкованием термина «аутстаффинг», когда под ним понимается не только выведение персонала за штат, но и предоставление провайдером временного персонала на короткий срок (временные проекты), а также на более длительное время, например на несколько лет (если договор срочный, то не более чем на пять лет).

В нашей стране аутстаффинг стали использовать немногим более десяти лет назад. На сегодняшний день он особенно востребован в иностранных компаниях, имеющих филиалы в РФ, а также в российских организациях, имеющих потребность в сотрудниках определенной квалификации, содержать которых в штате нерационально или экономически невыгодно. По данным агентства «Контакт», в 2012 году в аутстаффинге больше всего нуждались торговля, туризм и гостиничный бизнес (рисунок 1).

pic_1_070214.jpg

Выводить ли маркетинг или продажи на аутстаффинг

Наиболее распространенная форма оплаты услуг аутстаффинга — ежемесячно, исходя из затрат, фактически понесенных специализированной компанией. И если речь идет о специалистах отдела маркетинга или продаж, у коммерческого директора неизбежно возникает вопрос, оправдан ли аутстаффинг экономически.

Часто аутстаффинг путают с аутсорсингом персонала — передачей каких‑либо функций компании (обычно непрофильных, неключевых) сторонним исполнителям на длительный период.

Моя практика показывает: каждая компания отвечает на этот вопрос исходя из особенностей своего бизнеса, структуры и численности штата, территории деятельности, бюджета и прочих условий. В одном случае аутстаффинг позволяет высвободить время, которого ранее недоставало для выполнения производственных задач, в другом — компенсирует нехватку или отсутствие собственных кадров. В третьем случае заплатить специализированной фирме за решение юридических и кадровых вопросов оказывается экономически выгоднее, чем решать эти проблемы своими силами, а в четвертом решающим обстоятельством будет сохранение определенной среднесписочной численности работников. Примеры ситуаций, когда коммерческий директор может задуматься об аутстаффинге, приведены на рисунке 2.

pic_2_070214.jpg

Потребность в заемном персонале может появиться у компании практически любого масштаба и в любом секторе экономики. Среди наших клиентов — торговые и ИТ-компании, маркетинговые агентства, банки, представители автомобильного бизнеса. Согласно исследованию, причины, по которым руководители решают воспользоваться аутстаффингом, различны (рисунок 3). Его привлекательность для своей коммерческой службы вы можете оценить помощью SWOT-анализа (таблица).

pic_3_070214.jpg

Аренда персонала на практике

Посмотрим, как работает схема аутстаффинга, на примере. Допустим, для вывода нового продукта на рынок компании требуется региональный менеджер по продажам (временный проект).

Сотрудничество с провайдером начинается с заключения договора с клиентом. Если менеджера подбирает штатное HR-подразделение компании-заказчика или кадровое агентство, заказчик направляет в аутстаффинговую компанию заявку с просьбой оформить в ее штат конкретного специалиста — менеджера по продажам. Если же такого сотрудника нанимает аутстаффинговая компания (услуга «подбор + аутстаффинг»), в заявке заказчик просит подобрать менеджера определенной квалификации и оформить его в штат провайдера. В дальнейшем трудоустройство заемного сотрудника будет осуществляться по единой схеме.

Провайдер заключает с заказчиком договор о предоставлении персонала. На сегодняшний день в России наем сотрудников через специализированные агентства законодательно не урегулирован, но признан судебной практикой (определение ВАС РФ от 04.03.2010 №ВАС-2063). Суды считают, что по правовой природе договор аутстаффинга представляет собой договор возмездного оказания услуг (гл. 39 Гражданского кодекса РФ) (см., например, постановление ФАС Московского округа от 09.03.2010 №КГ-А41 / 665-10).

На дату подписания номера законопроект №451173-5 о запрете заемного труда возвращен к процедуре второго чтения.В этой редакции документа предполагается, что полностью аутстаффинг запрещен не будет.

На основании такого договора аутстаффинговая компания принимает на себя обязательства по кадровому учету менеджера, зачисляемого в ее штат, выплате ему зарплаты, перечислению налогов и страховых взносов, сдаче отчетности, оплате больничных листов и командировочных, предоставлению соцпакета.

Заметьте, что провайдер выплачивает менеджеру зарплату и уплачивает налоги не из собственных средств. Деньги на эти цели ему перечисляет фирма-заказчик. Поэтому в договоре стоимость услуги по предоставлению персонала (размер ежемесячного платежа) должна состоять из суммы заработной платы менеджера, налогов (взносов) с нее, возможных бонусов и стоимости собственно услуги аутстаффинга.

Если компания арендует менеджера по продажам, который будет работать в другом регионе, в договор аутстаффинга нужно внести условие о компенсационном пакете: указать размер возмещения расходов на связь, транспорт, жилье и другие траты, связанные с работой. Все эти затраты также несет заказчик.

Налоговым агентом по отношению к менеджеру выступает провайдер. Именно он выдает справки по форме 2‑НДФЛ, справки о сумме заработка или справки с места работы. Если зачисляемый в штат менеджер является иностранным гражданином, аутстаффинговая компания оформляет ему разрешение на работу, миграционные документы. Привлекать заемных работников к материальной и дисциплинарной ответственности может только провайдер. Заказчик лишь фиксирует нарушения документально и сообщает о них аутстаффинговой компании.

Оборудовать рабочее место для сотрудника обязана компания-заказчик. Она же обеспечивает условия труда, соответствующие санитарным, пожарными прочим нормам, и следит за соблюдением требований охраны труда.

Провайдер заключает с менеджером срочный трудовой договор. Однако его срок и условия (график работы, социальный или компенсационный пакет работника и прочие условия сотрудничества) определяет заказчик. Срочный трудовой договор можно заключить на срок не более пяти лет (ч. 1 ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ). Иногда срочный договор может быть заключен с открытой датой (абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ), если заказчик не может точно определить, на какое время ему потребуется менеджер (другое дело, что не каждый работник согласится на такое условие). Датой прекращения такого договора будет являться конкретное событие — завершение проекта по выводу нового продукта на рынок.

pic_4_070214.jpg

С какими рисками можно столкнуться, выводя коммерческую службу за штат

Как бы ни была распространена в России такая схема привлечения заемного персонала, она все равно считается нестандартной. А значит, в некоторых случаях сделки по найму сотрудников могут привлечь повышенное внимание контролирующих органов.

Налоговики усомнятся в добросовестном использовании аутстаффинга, если компания-заказчик применяет УСН (в этом случае она уплачивает налог с доходов по ставке меньшей, чем 20 %, п. 1 ст. 346.15 и ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации). Проверяющие могут решить, что именно с целью минимизации налогообложения компания искусственно занизила численность работников (до 100 и менее), оформив часть сотрудников как заемный персонал. Поэтому вы всегда должны быть готовы привести несколько разумных причин, по которым решили использовать аутстаффинг (например, необходимость найма работников в другом регионе без открытия филиала).

Суд также признает аутстаффинг схемой уклонения от уплаты налогов, если заемных работников вам предоставила фирма, аффилированная с компанией-заказчиком (постановление президиума ВАС РФ от 25.02.2009 №12418 / 08). Поэтому всегда проверяйте, не имеет ли организация, оказывающая услугу по подбору персонала, тот же юридический адрес и тех же учредителей, что и ваша компания.

Если законопроект №451173-5 примут без изменений, то государственные инспекции труда получат право признавать гражданско-правовые отношения между заемными работниками и заказчиком трудовыми и доначислять с выплаченных работникам сумм налоги и взносы. Поэтому никогда не оплачивайте сотруднику, привлеченному по договору аутстаффинга, например, командировочные расходы — вместо этого выставьте провайдеру счет на их оплату.

«КД» по материалам открытых источников