Азиатские деньги для нашей инфраструктуры

«Expert Online» 22.06.2015

Анна Королева

Комментирует Валентин Островский, руководитель проектов Интеркомп

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций будет выделять до 50 млрд долларов на российские инфраструктурные проекты.

Valentin_Ostrovskiy.jpg
Валентин Островский, руководитель проектов Intercomp

Российские инфраструктурные проекты получат возможность получить до 50 млрд долларов финансирования от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). По словам заместителя главы МЭР Станислава Воскресенского, финансирование первых проектов из средств АБИИ можно ожидать уже в 2016 году.

Как заявил министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью ТАСС в рамках ПМЭФ-2015, «команда министерства, в принципе, вместе с субъектами Федерации готова квалифицированно и качественно подготовить достаточно большое количество проектов, чтобы претендовать на треть или даже половину этих средств в среднесрочной перспективе до 2020 года».

АБИИ, общий капитал которого составляет 100 млрд долларов, создается по инициативе Китая для финансирования инфраструктурных проектов в рамках концепции «Экономического пояса Шелкового пути». Концепция заключается в масштабных инвестициях в инфраструктуру и сопутствующие проекты в ряде стран, через которые идут торговые потоки между Европой и Азией.

По словам Максима Соколова, АБИИ может, в частности, профинансировать такие проекты, как строительство порта Тамань, «который будет также аккумулировать приток грузов как из Китая, Казахстана, других стран, находящихся в коридоре Север-Юг», высокоскоростную магистраль «Москва-Казань» и транспортный коридор Европа - Западный Китай. «Плюс ко всему - развитие железнодорожной инфраструктуры, и здесь, наверное, интересным проектом является проект строительства логистического центра в Челябинской области по обработке грузов, которые идут из Западного Китая, через территорию России в страны Европы», - отметил министр.

О планах инвестировать в российские проекты со стороны азиатского сообщества заявлялось еще во время подписания газовых соглашений, напоминает Валентин Островский, руководитель проектов "Интеркомп". Приоритетными проектами для инвестиций, по его мнению, могут стать следующие - дополнительная труба к газотранспортной система для Якутского и Иркутского центров газодобычи "Сила Сибири", проект реализуют Газпром и Китай. Интересными для инвестиций могут стать строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва-Пекин, а также превращение Владивостока в транспортный хаб. Последний проект смог бы стать очень перспективным в связи с введением на ограниченное количество дней безвизового режима с экономической точки зрения, привлечь в регион значительное число туристов.

Россия крайне заинтересована в этих инвестициях, считает эксперт, особенно в связи со сложившимися экономическими ограничениями на финансовых рынках и сложностями с привлечением кредитов. Для нашей страны это станет хорошей возможностью для крупных инфраструктурных вливаний. Азиатские бизнесмены также заинтересованы в инвестициях в Россию, однако вряд ли предпринимателей будет большое количество. В основном инвестиции можно будет ожидать из Китая.

Впрочем, подчеркивает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Рассомахин, приоритетные проекты еще однозначно не определены, поэтому насколько они важные, сказать сложно. В любом случае совершенно точно средства АБИИ будут вкладываться в инфраструктурные проекты, которые связаны именно с торговыми сообщениями с азиатскими странами (главным образом с Китаем). Это улучшит торговые связи стран и поможет увеличить товарооборот между ними, поэтому планируются подобные инвестиции в инфраструктурные российские проекты.

Но и вообще, уверен партнер компании "Деловой фарватер" Роман Терехин, это хорошая положительная инициатива, особенно в период экономических проблем в стране. С её помощью Россия сможет реализовать несколько проектов, которые трудно самостоятельно воплотить и которые сейчас приходится откладывать на неопределенное время. С помощью данных инвестиций можно будет улучшить торговые отношения между Россией и азиатскими странами, упростить и удешевить транспортировку грузов, повысить уровень торговли и товарооборот.

Для российских компаний, полагает эксперт, такие инвестиции в итоге могут означать рост прибыли, поскольку взаимоотношения с иностранными партнерами станут легче и дешевле, можно будет увеличить количество продаж и закупок (сырья, запчастей, товаров). В то же время есть риск, что с помощью налаженной инфраструктуры увеличится поток азиатских (главным образом китайских) товаров в Россию, что негативно отразится на российских компаниях и увеличит конкуренцию для них.