Финансовый аутсорсинг как инструмент повышения управляемости приобретенного бизнеса

Источник: www.investcafe.ru

Как избежать фатальных последствий интеграции при сделках по слиянию и поглощению.

Svetlana_Zolotareva.jpg
Светлана Золотарева, руководитель департамента финансового аутсорсинга Intercomp

Несмотря на то, что рынок сделок по слиянию и поглощению (M&A) в России после кризиса 2008 года находится в стагнации, количество сделок и их средняя сумма достаточно высоки. Согласно исследованиям информационного агентства АК&М, средняя цена сделки колеблется в районе $60 млн.

pub_13.11.2013.png

Слияние и поглощение компаний ― процесс, требующий серьезных инвестиций, потеряв которые в результате неудачных сделок компания-покупатель может дестабилизировать свое финансовое положение и даже стать банкротом. Классическим примером неудачного поглощения считается приобретение в 1988 году International Signal Control (ISC) Ferranti, которая до приобретения была крупнейшей британской компанией, имевшей долгую историю. Двумя годами позже именно приобретение ISC стало причиной банкротства Ferranti.

В настоящее время также наблюдаются случаи неудачных слияний и поглощений. Например, в горнодобывающей промышленности. «Ведущие горнодобывающие компании мира по итогам 2012 году списали активы на общую сумму в $50 миллиардов из-за неудачных сделок по слиянию и поглощению». Это заголовок одной из статей на сайте vestifinance.ru.

Слияния и поглощения ― это крайне сложный многофакторный процесс. Риски потерять деньги подстерегают потенциального инвестора на каждом этапе. Неверные выводы относительно приобретаемого бизнеса по итогам Due Diligence (процедурам объективной независимой оценки объектов инвестирования, комплексной оценки инвестиционных рисков, включая проверку финансового и юридического состояния приобретаемых компаний, иначе называемых «оценкой чистоты сделки») ― это только часть из большого количества возможных проблем, связанных со слияниями и поглощениями. Основные проблемы начинаются при интеграции вновь приобретенного бизнеса. 

В разных источниках можно найти подробную классификацию проблем и препятствий, с которыми сталкиваются менеджеры, проводящие интеграцию бизнесов и все эти сложности, так или иначе, пронизывает человеческий фактор, являющийся центральной причиной неудачных интеграций. Непонимание или неверное понимание целей интеграции, недостаточная мотивация, страхи, борьба за власть ― вот только некоторые из возможных причин негативного влияния человеческого фактора на процесс интеграции, последствия которого ― потеря денег акционеров.

Некоторые риски, с которыми сталкиваются менеджеры в процессе интеграции, можно убрать или снизить вероятность их появления, если провести их предварительный анализ, составить четкий план, понимая какими инструментами надо будет пользоваться для нивелирования разного рода рисков в процессе интеграции.

Одной из зон повышенного риска является процесс интеграции бухгалтерской и налоговых учетных систем приобретенного бизнеса с бизнесом покупателя. Об этом мало пишут, однако последствия некорректно проведенной интеграции могут оказаться фатальными. Даже интеграция внутри России, но в разных регионах может повлечь за собой разницу в исчислении налогов и к этому необходимо отнестись со всем вниманием. А интеграция бизнесов в мировом масштабе приводит к необходимости выявления всех методологических разниц в бухгалтерских и налоговых учетных системах разных стран с целью возможности консолидации данных бухгалтерского и налогового учета для принятия управленческих решений в целом по группе компаний. 

Это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Помимо разницы в программных продуктах и методологиях, есть проблема планирования и контроля данного процесса со стороны менеджеров, занимающихся интеграцией. Чтобы иметь возможность грамотно контролировать процесс, менеджеру надо либо обладать глубокими знаниями в области бухгалтерского и налогового учета разных регионов одной страны и разных стран, что маловероятно, либо иметь грамотных специалистов, знающих не только свою профессию в разрезе стандартов разных стран, но и обладающих менеджерскими компетенциями. Таких людей также очень мало. Последствия непрофессиональной интеграции могут привести не только к неверным управленческим решениям, но и к огромным санкциям со стороны фискальных органов.

Если в компании отсутствуют такие сотрудники, то процесс интеграции бухгалтерских и налоговых учетных систем имеет смысл поручить аутсорсинг-компании, специалисты которой обладают требуемым опытом. Профессиональные аутсорсинг-провайдеры помогут формализовать и привести к единому стандарту все процессы, имеющие отношение к бухгалтерскому и налоговому учету. Кроме того, привлечение специалистов аутсорсинг-провайдера может быть полезным с точки зрения оптимизации работы финансовых служб интегрируемых компаний. Используя проверенную методологию, аутсорсинг-провайдер проводит реинжиниринг учетных процессов, автоматизирует учетные операции и введет эффективные системы нормирования и контроля операционных сотрудников. 

Интеграция учетных функций новой компании может проходить легче при использовании холдингом решений по централизации учетных функций на базе общего центра обслуживания (ОЦО). В случае отсутствия такого решения руководство компании-покупателя может обратиться к аутсорсинг- компаниям, которые имеют собственные ОЦО. В таком случае аутсорсинг-провайдер может помочь в создании общего центра обслуживания по требованиям холдинга или интегрировать и взять ведение бухгалтерского и налогового учета в свой ОЦО, что поможет оптимизировать затраты на содержание бухгалтерской службы. Аутсорсинг-компания, имеющая клиентов во многих отраслях бизнеса, сможет помочь выстроить процессы в интегрируемых бизнесах, используя лучшие практики других компаний, повысив, таким образом, эффективность группы компаний и получив синергетический эффект. Финансовая ответственность, которую несут перед клиентами крупные консалтинговые компании, также поможет снизить риск ущерба в случае неквалифицированных действий персонала аутосорсинг-компании. Используя этот способ интеграции, клиент сможет сосредоточиться на решении других требующих внимания проблем и получит прозрачные и четко структурированные бизнес-процессы и технологии контроля, что, в свою очередь, повысит управляемость нового бизнеса.