ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС

«Евразийский юридический журнал» № 11 (90) 2015
Светлана Федорова, юрист группы юридических услуг Интеркомп

Аннотация: Сегодня процесс создания Евразийского союза находится в фазе интенсивного роста и экстенсивного расширения. 29 мая 2014 г. процесс евразийской интеграции перешел на новую ступень развития в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе. Из названия Договора очевидно, что на данном этапе ключевую роль будет иметь процесс интеграции экономик стран-участниц ЕАЭС. Целью Договора является устранение барьеров для свободного движения товаров, услуг, рабочей силы, формирование единого энергетического, фармацевтического, финансового рынка и других, в том числе и алкогольного рынка. Однако алкоголь относится к «чувствительной группе товаров», а значит, даже несмотря на провозглашение приверженности к единым нормам и стандартам в ЕАЭС, свободному передвижению товаров и услуг, государства – участники весьма неохотно будут отказываться от защиты своих национальных производителей. Более того, особенности национального регулирования рынка алкогольной продукции государств-членов ЕАЭС затрудняют успешное формирование единого рынка алкогольной продукции. В данной статье предлагается рассмотреть особенности правового регулирования, касающиеся возможности установления монополии в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также рассмотреть особенности лицензионного режима осуществления данной деятельности. В итоге проведенного анализа становится очевидным, что ожидается долгий и трудоемкий процесс по гармонизации и унификации национального законодательства стран участниц Евразийского союза.

Ключевые слова: ЕАЭС, Евразийский союз, рынок алкогольной продукции, лицензионный режим, государственная монополия, гармонизация, унификация.

Процесс евразийской интеграции перешел на новую ступень развития: с 29 мая 2014 г. в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – «Договор»)[1] на первый план выходит процесс интеграции экономик стран-участниц ЕАЭС. Договор нацелен на: 1) создание условий для стабильного развития экономик государств-членов; 2) формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; 3) модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики[2]. Несмотря на то, что Договор содержит ряд приложений, посвященных гармонизации правового регулирования в той или иной сфере (защита прав потребителей, валютная политика, электроэнергетика, государственные закупки, защита интеллектуальной собственности, развитие сельского хозяйства), специальное приложение, которое регулировало бы формирование единого рынка алкогольной продукции, отсутствует. Содержатся лишь общие положения в разделе о торговле услугами и осуществлении инвестиций: Договор предусматривает запрет на применение или введение в отношении участников Союза дополнительных требований[3], но вместе с тем каждое государство – член Союза может применять отдельные изъятия, указанные в национальном перечне или в приложении к Договору[4].

В развитие положений Договора был разработан проект Соглашения «О регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза» (далее – «проект Соглашения»), который на данный момент находится в стадии согласования между государствами – участниками[5].

Необходимо отметить, что на существование проблем, связанных с различием в нормативно – правовом регулировании производства и оборота алкогольной продукции, указывалось еще в Решении Совета Евразийской экономической комиссии (от 25.01.2012 № 7) и решении Коллегии Евразийской экономической комиссии (от 15.03.2012 № 12, от 07.06.2012 № 69) [6]. Участники ВЭД не раз обращали внимание на наличие барьеров при производстве и обороте алкогольной продукции на территории Союза, такие как: требование обеспечительных платежей, различные механизмы администрирования акцизных марок, требования при регистрации в информационных системах, существование института «специмпортеров» и многие другие.

Договор и проект Соглашения закладывают основу для гармонизации нормативно – правовой базы государств-членов ЕАЭС и создания единых правовых основ рынка алкогольной продукции. Нормы указанных документов направлены на устранение существующих барьеров во взаимной торговле алкогольной продукцией, создание общего рынка алкогольной продукции без дискриминационных ограничений и изъятий во взаимной торговле в рамках Союза.

Согласно Проекту, рынок алкогольной продукции ЕАЭС должен строиться на таких принципах, как: недопустимость дискриминации участников алкогольного рынка; недопустимость ограничения конкуренции; транспарентность и правовая определенность[7]. Это означает, что государства-члены ЕАЭС гарантируют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для участников алкогольного рынка, что согласуется с нормами ГАТТ 1994 г. В числе гарантий для участников алкогольного рынка ЕАЭС проект Соглашения предусматривает недопущение обязательных требований к участникам на уровне национального законодательства[8].

Вместе с тем проект Соглашения закрепляет следующие меры государственного регулирования: установление обязательных требований к участникам алкогольного рынка, осуществление государственного контроля и надзора (п. 1 ст. 8 проекта Соглашения); возможность введения государственной монополии (п. 5 ст. 8 проекта Соглашения), уплата акцизов и использование учетных марок (ст. 15 проекта Соглашения); маркировка алкогольной продукции учетными марками (ст. 17 проекта Соглашения). При этом проект Соглашения допускает право государств-членов принимать иные меры регулирования, если это обуславливается необходимостью защиты публичных интересов. Также государства – члены вправе применять и иные меры, связанные с соблюдением законодательства государств–членов в части: предотвращения введения в заблуждение и недобросовестной практики или последствий несоблюдения гражданско-правовых договоров; защиты от вмешательства в частную жизнь, обеспечения безопасности (п. 3 ст. 8 проекта Соглашения).

Таким образом, перечень мер государственного регулирования алкогольного рынка является открытым, а значит, на национальном уровне могут быть определенные особенности. Однако остановимся на отдельных мерах государственного регулирования, которые, на наш взгляд, наиболее характерны для рынка ЕАЭС и представляют в современных условиях наибольшие сложности в сфере гармонизации законодательства Союза. В частности, в данной статье предлагается рассмотреть особенности установления государственной монополии и специфические черты лицензионного режима осуществления деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Введение государственной монополии предусмотрено в проекте Соглашения, однако это допустимо только в целях защиты публичных интересов: защиты конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения. Введение монополии возможно только при извещении государств – членов и Комиссии ЕЭК не менее чем за 6 месяцев до дня вступления в силу[9].

Однако на сегодняшний день в ряде государств-членах ЕАЭС существует те или иные ограничения в сфере производства и оборота алкоголя.

Ярким примером проявления государственной монополии является существование института «специмпортеров» в Республике Беларусь (РБ). Указанный институт подразумевает исключительное право государства на импорт алкогольной продукции[10]. Однако запрет действует в отношении не всякого рода алкогольной продукции, так, государственная монополия не распространяется на: 1) алкогольную продукцию, ввозимую на территорию РБ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов, для реализации в магазинах беспошлинной торговли; 2) некоторые алкогольные напитки (шампанское, вермуты, коньяки, виски, ром, джин), перечень которых ежегодно определяется Правительством РБ [11].

Реализация исключительного права государства на импорт осуществляется посредством проведения конкурса Министерством торговли РБ, в результате которого коммерческие организации–победители получают лицензию на импорт, действующую не более года[12].

В Киргизии государственная монополия на производство и реализацию алкоголя была отменена в 2007 г. в связи с необходимостью переоснащения отрасли. Было отменено требование, касающееся 51% государственного участия в капитале предприятий – производителей. Таким образом, не только государственные, но и частные предприятия получили возможность выйти на алкогольный рынок.

В части импорта этилового спирта (за исключением коньячного) допускается ввоз на территорию Киргизии только в случае прекращения или приостановления производства этилового спирта, сокращения объема производства и невозможности обеспечения потребностей предприятий алкогольной промышленности в этиловом спирте. Допускается импорт для производства алкогольной продукции, для которой используются виды спирта, не производимых в Киргизии[13].

В отношении импорта алкогольной продукции из стран, не членов ВТО, в Киргизии действует режим квот[14]. Однако по условиям Договора о создании свободных экономических зон на территории Таможенного союза данные квоты подлежат отмене с 1 января 2015 г[15].

В России отсутствует государственная монополия на производство и оборот алкогольной продукции, однако предусмотрена возможность ее введения федеральным законом[16]. В 2014 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предусматривающий введение государственной монополии на производство этилового спирта. Согласно законопроекту, заниматься производством и оборотом этиловым спиртом на территории РФ смогут только государственные корпорации, ГУП, МУП или компании с преобладающей долей государства в уставном капитале. Таким образом, предполагается обеспечить качество производимого этилового спирта и предотвратить появление суррогатного алкоголя на рынке[17].

Контроль в отношении участников рынка алкогольной продукции обеспечивается, среди прочего, посредством лицензионного режима, что необходимо для защиты прав и здоровья потребителей. В общем виде лицензионный режим предусматривает установление квалификационных требований к соискателям лицензий и лицензиатам, определение перечня лицензируемых видов деятельности, проведение лицензионного контроля, приостановление, возобновление, прекращение действия или аннулирование лицензий, формирование и ведение реестра лицензий, формирование государственного информационного ресурса.

Остановимся на наиболее ярких отличиях лицензионного режима государств-участников Союза.

Прежде всего, в зависимости от объекта производства и оборота различаются требования по лицензированию. В России не требуется получения лицензии на производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи[18]. В Беларуси из-под действия лицензионного режима исключается производство оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках, заповедниках, на иных объектах РБ в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций, а также производство пива с долей этилового спирта 7 и более процентов [19].

В государствах – участниках подлежат лицензированию различные виды осуществляемой деятельности. Так, в случае хранения и перевозки алкогольной продукции в России требуется получение лицензии, в то время как для соответствующих видов деятельности в Киргизии и Казахстане такие требования отсутствуют.

В сфере квалификационных требований к участникам алкогольного рынка существуют серьезные отличия, предъявляемые национальным законодательством государств ЕАЭС в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Говоря о требованиях, предъявляемых к организационно – правовой форме на всем пространстве ЕАЭС, пожалуй, именно Беларусь отличается наибольшими ограничениями.

Как уже было указано, реализация исключительного права государства на импорт алкогольной продукции в РБ осуществляется посредством проведения конкурса на получение лицензии на импорт алкогольной продукции. При этом устанавливаются специальные требования к компаниям-участникам конкурса, в частности, существует повышенное требование к минимальному уставному капиталу в 250 тыс. евро[20].

По некоторым данным планируется отмена института «специмпортера» в 2017 г. в целях создания единого рынка алкогольной продукции ЕАЭС[21]. Однако последние изменения в законодательстве РБ свидетельствуют об обратной тенденции: «с целью недопущения поступления недоброкачественной и фальсифицированной продукции на внутренний рынок страны[22]» были введены дополнительные защитные меры в начале 2015 г. В результате усиления государственного регулирования в сфере оборота алкогольной продукции заниматься оптовой торговлей алкогольной продукцией с 1 июля 2015 г. смогут только ее производители, заказчики, а также государственные предприятия и организации с государственной долей. Розничной торговлей смогут заниматься только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в РБ. Причем, как и раньше, индивидуальные предприниматели смогут осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только на объектах общественного питания в розлив. В сфере импорта индивидуальные предприниматели по-прежнему смогут заниматься только импортом непищевой спиртосодержащей продукции, расфасованной в упаковку не более 1 литра[23].

Производством алкогольной продукции в Беларуси могут заниматься исключительно юридические лица РБ[24]. В отношении производства крепких алкогольных напитков (коньяков, бренди и др.) право на осуществление производства имеют только государственные юридические лица РБ или негосударственные юридические лица с долей государственного участия свыше 30% (исключение составляют организации, получившие лицензию до 01.09.2008 г.[25])

Также есть определенные особенности в сфере получения лицензии на оптовую продажу алкогольной продукции. Например, в Беларуси, в случае реализации собственного произведенного алкоголя получение дополнительных лицензий на хранение, оптовую, розничную продажу не требуется. Однако для получения лицензии на оптовую реализацию (в случае отсутствия собственного производства) квалификационным требованием является наличие опыта в оптовой торговле на территории РБ не менее 5 лет (независимо от вида товара), наличие в штате не менее 25 работников, для которых данная работа является основным местом работы[26].

В Беларуси необходимо получение лицензии на хранение алкогольной продукции как вид предпринимательской деятельности, которой могут заниматься и юридические лица РБ и иностранные, которые имеют филиал или представительство в Беларуси[27].

В Республике Казахстан импортом и экспортом алкогольной продукции на территорию (с территории) Республики Казахстан вправе осуществлять только юридические лица-резиденты РК[28].

В Российской Федерации производством и реализацией алкогольной продукции могут заниматься только юридические лица. Индивидуальные предприниматели могут заниматься розничной реализацией алкогольной продукции, но не всей, а только пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи[29]. Также недавно были приняты поправки в российское законодательство, направленные на развитие виноделия в нашей стране: получили право производить вино и игристое вино (шампанское) из собственного винограда, осуществлять их хранение, поставку и розничную продажу сельскохозяйственные производители (организации, индивидуальные предприниматели, КФХ). Сельскохозяйственные производители должны иметь не только производственные и складские помещения в собственности или аренде, но и виноградники, что означает появление нового реестра виноградных насаждений. В целях контроля за их деятельностью на них возложена обязанность по учету и декларированию производства, хранения, поставок, розничной продажи[30].

К участникам алкогольного рынка предъявляются также требования в отношении размера уставного капитала, месторасположения и площади складских и производственных помещений, технологического оборудования, обеспечения проверки качества производимой продукции, приборов учета и объемов производства алкогольной продукции.

При розничной реализации алкогольной продукции устанавливаются временные рамки продажи алкогольных напитков, так, в одних странах это уже является распространенной практикой (РФ, Казахстан), в то время как в других лишь планируется их установить. Например, в Беларуси только недавно был подготовлен проект указа об ограничении времени продажи алкоголя. На сегодняшний день правом ограничения продажи алкоголя по времени обладают только местные органы власти РБ[31]. Проект закона о внесении изменений об ограничении продажи алкоголя с 22.00 до 8.00 был подготовлен в Кыргызской Республике[32].

Таким образом, с подписанием Договора о создании ЕАЭС было положено начало для формирования единого рынка алкогольной продукции. Государствам – участникам предстоит также согласовать проект Соглашения о регулировании алкогольной продукции и доработать технический регламент. В результате проведенного анализа особенностей установления государственной монополии и лицензионного режима анализа становится очевидно, насколько сильны различия регулирования тех или иных аспектов в национальном законодательстве государств-участников.

Особенности национального регулирования создают серьезные барьеры на пути унификации и гармонизации законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции. Очевидно, что предстоит пройти долгий процесс по разработке единых правил регулирования рынка алкогольной продукции, по которым буду жить хозяйствующие субъекты стран – участниц.

Библиографический список:

1) «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СПС- Консультант Плюс, 2015.

2) В Беларуси планируют запретить продажу алкоголя после 22 часов // //NAVINY.BY, Общество. 16.03.2015 [Электронный ресурс]: http://naviny.by/rubrics/economic/2015/03/10/ic_news_113_455242 / (дата обращения: 27.05.2015).

3) Декрет Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий».

4) Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011), вступил в силу для Кыргызской Республики с 12.01.2014 г. Приложение 2. // СПС – Консультант Плюс, 2015.

5) Закон Кыргызской Республики от 13.10.2009 г. № 269 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [Электронный ресурс]: http://cbd.minjust.gov.kg/ (дата обращения 27.05.2015). П. 1 ст. 10.

6) Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» от 27 августа 2008 г. № 429-З. [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 27.05.2015).

7) Закон Республики Казахстан от 16.07.1999 № 429 «О государственном регулировании оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [Электронный ресурс]: http://online.zakon.kz. (дата обращения 27.05.2015) П. 1-2. Ст. 10.

8) Законопроект № 478206-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство этилового спирта на территории Российской Федерации» от 21.03.2014 [Электронный ресурс]: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=478206-6&02 (дата обращения 27.05.2015)

9) Институт специмпортера на алкогольном и табачном рынке Беларуси может быть отменен в 2017 году //NAVINY.BY, Экономика. 10.03.2015 [Электронный ресурс]: http://naviny.by/rubrics/economic/2015/03/10/ic_news_113_455242/ (дата обращения: 27.05.2015).

10) Комментарий к Декрету № 2 и Указу № 92 от 20.04.2015. Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/kommentarij-k-dekretu-2-i-ukazu-92-ot-20-fevralja-2015-g-10885/ (дата обращения: 27.05.2015).

11) О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты КР (об ограничении оборота алкогольных напитков) (в ЗКР «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, Кодекс КР об административной ответственности, Уголовный кодекс КР). 20.05.2015 г. принят в 1-м чт. П. 272. // Движение законопроектов, рассмотренных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 5 созыва в 2015 г. Официальный сайт Жогорку Кенеш Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: http://www.kenesh.kg/RU/Articles/27552-Dvizhenie_zakonoproektov_rassmotrennyx_ZHogorku_Keneshem_Kyrgyzskoj_Respubliki_5_sozyva_v_2015_godu_.aspx (дата обращения: 29.05.2015)

12) Положение «О лицензировании отдельных видов деятельности», утверждено Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01.09.2010 № 450 [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 28.05.2015). П. 281.

13) Положение о порядке квотирования ввоза в Кыргызскую Республику алкогольной продукции и определения импортной квоты. Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 05.04.2004 г . № 227 [Электронный ресурс]: http://cbd.minjust.gov.kg (дата обращения 28.07.2015) П. 1.3 гл. I.

14) Проект Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/alcohol/Pages/default.aspx (дата обращения: 26.05.2015).

15) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СПС- Консультант Плюс, 2015.

16) Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 490-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/420242953? (дата обращения: 29.05.2015)



[1] «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СПС- Консультант Плюс, 2015. 
[2] «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СПС- Консультант Плюс, 2015. Ст. 4. 
[3] «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) Приложение 16, раздел VI, подраздел 3. 
[4] «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) Приложение № 16, пункт 2. 
[5] Проект Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/alcohol/Pages/default.aspx (дата обращения: 26.05.2015). 
[6] Сфера алкогольного рынка // Департамент развития предпринимательской деятельности. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/alcohol/Pages/default.aspx (дата обращения 01.06.2015). 
[7] Проект Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/alcohol/Pages/default.aspx (дата обращения: 26.05.2015). Ст. 4. 
[8] Проект Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/alcohol/Pages/default.aspx (дата обращения: 26.05.2015). Ст. 6 
[9] Проект Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/alcohol/Pages/default.aspx (дата обращения: 26.05.2015). П. 5 ст. 8. 
[10] Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» от 27 августа 2008 г. № 429-З. [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 27.05.2015). Ст. 3. 
[11] Декрет Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий». П. 2-1, 2-1.2. 
[12] Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» от 27 августа 2008 г. № 429-З. [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 27.05.2015). П. 2 ст. 5. 
[13] Закон Кыргызской Республики от 13.10.2009 г. № 269 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [Электронный ресурс]: http://cbd.minjust.gov.kg/ (дата обращения 27.05.2015). П. 1 ст. 10. 
[14] Положение о порядке квотирования ввоза в Кыргызскую Республику алкогольной продукции и определения импортной квоты. Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 05.04.2004 г . № 227 [Электронный ресурс]: http://cbd.minjust.gov.kg (дата обращения 28.07.2015) П. 1.3 гл. I. 
[15] Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011), вступил в силу для Кыргызской Республики с 12.01.2014 г. Приложение 2. // СПС – Консультант Плюс, 2015. 
[16] Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СПС- Консультант Плюс, 2015. Ст. 4 
[17] Законопроект № 478206-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство этилового спирта на территории Российской Федерации» от 21.03.2014 [Электронный ресурс]: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=478206-6&02 (дата обращения 27.05.2015) 
[18] Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СПС- Консультант Плюс, 2015. П. 1 ст. 18. 
[19] Положение «О лицензировании отдельных видов деятельности», утверждено Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01.09.2010 № 450 [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 28.05.2015). П. 281. 
[20] Иные требования к участникам конкурса устанавливаются в Положении о порядке организации и проведения конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции, Утвержденного Декретом Президента РБ от 29.02.2008 г. № 3.  
[21] Институт специмпортера на алкогольном и табачном рынке Беларуси может быть отменен в 2017 году //NAVINY.BY, Экономика. 10.03.2015 [Электронный ресурс]: http://naviny.by/rubrics/economic/2015/03/10/ic_news_113_455242/ (дата обращения: 27.05.2015). 
[22] Комментарий к Декрету № 2 и Указу № 92 от 20.04.2015. Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/kommentarij-k-dekretu-2-i-ukazu-92-ot-20-fevralja-2015-g-10885/ (дата обращения: 27.05.2015). 
[23] Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» от 27 августа 2008 г. № 429-З. [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 27.05.2015). П. 1.19 ст. 11. 
[24] Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» от 27 августа 2008 г. № 429-З. [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 27.05.2015). П. 1 ст. 5. 
[25] Декрет Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий». П. 4. 
[26] Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждено Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01.09.2010 № 450 [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 28.05.2015). П. 370, 371. 
[27] Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» от 27 августа 2008 г. № 429-З. [Электронный ресурс]: http://www.etalonline.by (дата обращения 27.05.2015). П. 2 ст. 7 
[28] Закон Республики Казахстан от 16.07.1999 № 429 «О государственном регулировании оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [Электронный ресурс]: http://online.zakon.kz. (дата обращения 27.05.2015) П. 1-2. Ст. 10. 
[29] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. От 06.04.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СПС- Консультант Плюс, 2015. П. 1 ст. 16. 
[30] Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 490-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/420242953? (дата обращения: 29.05.2015) 
[31] В Беларуси планируют запретить продажу алкоголя после 22 часов // //NAVINY.BY, Общество. 16.03.2015 [Электронный ресурс]: http://naviny.by/rubrics/economic/2015/03/10/ic_news_113_455242/ (дата обращения: 27.05.2015). 
[32] О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты КР (об ограничении оборота алкогольных напитков) (в ЗКР «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, Кодекс КР об административной ответственности, Уголовный кодекс КР). 20.05.2015 г. принят в 1-м чт. П. 272. // Движение законопроектов, рассмотренных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 5 созыва в 2015 г. Официальный сайт Жогорку Кенеш Кыргызской Республики [Электронныйресурс]: http://www.kenesh.kg/RU/Articles/27552-Dvizhenie_zakonoproektov_rassmotrennyx_ZHogorku_Keneshem_Kyrgyzskoj_Respubliki_5_sozyva_v_2015_godu_.aspx (дата обращения: 29.05.2015)