Илья Пантелеев о трендах аутсорсинга учетных функций в России

Интервью генерального директора Интеркомп Ильи Пантелеева в рамках конференции «Бизнес-практика 2016» о трендах аутсорсинга учетных функций в России.



Какие тенденции в области управления кадрами и бухгалтерией Вы наблюдаете на российском рынке? 

Marina_Chekh.jpg 
Илья Пантелеев
генеральный директор  
Интеркомп
Общаясь с нашими клиентами, в настоящий момент мы видим основную тенденцию, которая заключается в том, что клиенты начинают концентрироваться на основных процессах, которые приносят им прибыль либо дополнительную стоимость. Приведем примеры. Для производства это могут быть технологии. Для ритейла и дистрибуции – управление цепочками поставок. Для компаний, которые занимаются проектным управлением, это может быть специализированный софт, который связан с управлением проектами или управлением поставщиками. Как раз функции, которые не связаны с основными процессами, наши клиенты пытаются оптимизировать. И, наверное, это общая тенденция. 
 
Бизнес идет по трем основным направлениям, которые зависят от размера компании. Если мы обратим внимание на некрупные компании, такие как ИП или микробизнес, то для них основной тенденцией является то, что учетные процессы начинают строить на основе SaaS решений SaaS-провайдеров в облаках. И достаточно часто происходит ситуация, когда и сам по себе учет они начинают передавать SaaS провайдерам в облака. Это достаточно эффективное решение для ИП. Это связано с тем, что им не приходится приобретать дорогостоящий софт, тратиться на его поддержку. И малый бизнес, прежде всего, занимается своим основным бизнесом и зарабатывает свою прибыль, что, наверное, важнее, чем все остальное. Другое дело, что эта модель работает тогда, когда сами по себе процессы учета не очень сложны. Например, не нужно учитывать сложные товарно-материальные ценности. Не нужно учитывать процессы, связанные с производством, потому что его нет. Не нужно вести учет по различным моделям учета – МСФО, GAAP либо РСБУ. 
 
Вторая тенденция связана со средними и крупными компаниями. Они все больше внимания обращают на аутсорсинг и передачу поддерживающих функций аутсорсинг-провайдеру. При этом кроме самой услуги они получают еще и профессиональные консультации провайдера в различных областях, начиная от налогового учета и заканчивая различного рода юридическими консультациями, что для них тоже немаловажно. Для этих компаний важно управление рисками. И любой уважающий финансовый аутсорсер свои риски страхует. Таким образом, компании минимизируют еще и риски, связанные с ведением поддерживающих процессов. 

Отдельной тенденцией является построение общих центров обслуживания (ОЦО) с дальнейшей передачей центров в управление аутсорсеру. Эта тенденция очень интересна, поскольку, с одной стороны, данные проекты становятся более длительными, но, с другой стороны, такое построение учитывает уникальность бизнеса клиента. Во время оказания услуги учитываются те самые клиентские особенности, которые были приняты во внимание во время построения ОЦО на первом этапе. 

Перечисленные три тенденции – SaaS модели, аутсорсинг и построение ОЦО – свидетельствует о том, что клиенты все больше обращают внимание на свои бизнес-процессы, которые приносят им прибыль. А поддерживающие бизнес-процессы они готовы отдавать профессиональным провайдерам. 

Почему обслуживание у аутсорсинг-провайдера наиболее удобно в кризис? 

Во время кризиса на первый план выходят два основных бизнес-процесса. Первое – это гибкость в формировании стоимости и собственной стоимости поддержки процессов. И второе – это минимизация рисков, связанных с этими процессами. 

И те и другие моменты очень хорошо решает аутсорсинг-провайдер. Весь смысл аутсорсинга заключается в том, что у клиента, например, бизнес по каким-то причинам становится меньше, меньше становится количество операций и, соответственно, стоимость услуги становится меньше. Если бизнес начинает расти, то у клиента возникают соответствующие финансовые ресурсы, чтобы подержать этот рост. 

Аутсорсинг дает возможность гибко реагировать на резкие изменения рынка, что как раз происходит в кризисные явления. Кроме того, необходимо отдельно сказать про риски. Страхование финансовой ответственности – это must для хорошего профессионального аутсорсера. Тем самым клиент имеет возможность переложить риски ведения услуги на профессионала. 

Таким образом, аутсорсинг решает два основных вопроса, которые встают перед клиентами в кризис: это гибкое управление себестоимостью и управление рисками. Именно поэтому аутсорсинг так важен в этот достаточно сложный момент.