Может ли компания обойтись без HR?

«Кадровые решения» № 1 январь 2016

В прогрессивных компаниях тренд на максимальную включенность HR в бизнес, на HR-бизнес-партнерство. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то, когда там трудится 10–30 человек и среди них много родственников или знакомых, необходимости в HR-службе, конечно же, нет.

Dmitry_Larin
Дмитрий Ларин, Руководитель бизнес-направления «Подбор персонала» Интеркомп

Также без HR обходятся компании, где генеральный директор уделяет хотя бы 30 % времени работе с персоналом. Он знает, кого брать на работу, как развивать и мотивировать сотрудников и т. д. Нет HR-ов в компаниях, связанных с онлайн-бизнесом. Бизнес создает команда единомышленников, и им не нужно дополнительно мотивировать людей. Они создали нишевый бизнес и идут в одном направлении. Подбор персонала и управление человеческими ресурсами для них неактуальны. Такие организации и «семейные» компании не смотрят кандидатов «с улицы», а привлекают бывших коллег, общих знакомых, знакомых знакомых и т. д.

Без HR иногда обходятся IT-компании, где друг друга знают и сотрудники часто переходят к другому работодателю командами. Компании могут себя продвигать в Интернете, выкладывать вакансии на сайте или на своих страницах в социальных сетях и собирать отклики соискателей, часто, к сожалению, нерелевантные.

Когда мы говорим о мотивации персонала, то в этот процесс вовлекаются линейные руководители, которые могут это делать, если достаточно компетентны и хватает рабочего времени. HR-ы в силу загрузки не всегда оперативно справляются с задачами срочного характера. Поэтому линейные руководители в таких случаях тоже подключаются к процессу и дублируют то, что делает HR-служба, а топ-менеджеры напрямую взаимодействуют с кадровыми агентствами.

Часто HR-функции (кадровое делопроизводство, расчет зарплаты, подбор персонала через кадровое агентство и т. д.) выполняют внешние провайдеры. А вот мотивация, компенсации и льготы, обучение и развитие — вотчина штатного HR-а или менеджмента, если компания небольшая. Стив Джобс намеренно создавал культ линейных менеджеров. Подбором в компании мог заниматься чуть ли не каждый сотрудник.

Время директора или даже линейного менеджера в разы дороже нанятого сотрудника в службу персонала, но это трудно подсчитываемые расходы, они не на виду. Однажды человечество пришло к разделению труда. И чем дальше — тем глубже этот процесс.

Важный момент — насколько кандидат подходит корпоративной культуре, миссии, целям компании. К сожалению, сами собственники бизнеса иногда вынуждены делать выводы о человеке, исходя из краткого общения, считай, первого впечатления, а на деле он оказывается не тем, за кого себя выдавал. Такие случаи наиболее часто встречаются, когда HR исключен из процесса. Профессионал никогда не возьмет человека в компанию, не проверив всю информацию и свои догадки в двух-трех доверенных источниках. Многие специалисты оценивают профиль кандидата в соцсетях.

И с точки зрения финансов, и с точки зрения оперативного результата лучше нанять профессионального HR-а, чем вешать дополнительные задачи на руководителя отдела.