Не терять человеческое лицо

Коммерсант 28.07.2016
Опрос
Комментирует Светлана Прудникова, руководитель отдела кадрового учета компании Интеркомп

О социальной ответственности предпринимателей стали говорить лет десять-пятнадцать назад — как только бизнес более или менее сформировался в привычном для России нынешнем виде. Однако, как выяснил корреспондент Guide Валерий Грибанов, до сих пор каждый предприниматель подразумевает свой ответ на вопрос: "Что для вас означает социальная ответственность бизнеса?"

Олег Бирюков, генеральный директор инжиниринговой компании "Лиман-трейд":

— Это ответственность перед обществом: клиентами, которым мы гарантируем качество продукции и услуг, сотрудниками нашей компании и их семьями, которым мы должны обеспечить уверенность не только в сегодняшнем дне, но и в завтрашнем. Это еще и ответственность перед жителями города, ведь в его бюджет мы платим налоги. Наконец, это забота об окружающей среде.

Социальная ответственность бизнеса уже не является неким модным абстрактным понятием. Это то, к чему постепенно приходят все компании. Этический кодекс, некий свод социальных принципов компании, которые становятся нормой. И цель бизнеса сегодня не просто максимизация прибыли, а еще и вклад в устойчивое развитие города и страны в целом.

Нина Авдюшина, генеральный директор компании H+H:

— По нашему мнению, в отрасли строительных материалов это в первую очередь ответственность за качество и экологическую безопасность продукции. Частный потребитель все чаще задумывается, из каких материалов он строит, а не только о том, сколько он за них заплатит. Пусть медленно, но в России все-таки постепенно формируется идеология экопотребителя. И мы стараемся быть в этом тренде. В этом году компания "H+H Россия" получила сертификат EcoMaterial, и мы намерены продолжать деятельность в этом направлении, поскольку думаем, что в будущем она принесет свои плоды.

Светлана Прудникова, руководитель отдела кадрового учета компании "Интеркомп":

— Исправная уплата налогов и соблюдение законов еще не означают, что компания представляет собой социально ответственный бизнес. Это первая ступень. На следующей ступени стоит внутренняя ответственность бизнеса перед своими сотрудниками, выражающаяся в профессиональном развитии персонала, обеспечении безопасных условий труда, дополнительных социальных льготах (ДМС, корпоративные пенсии). Высшая ступень — добровольный отклик работодателя на социальные проблемы. Это различные формы ответственности перед обществом (забота о здоровье населения, решение экологических вопросов, защита интересов потребителей, благотворительность).

Дмитрий Панов, генеральный директор ГК "Доверие":

— В России исторически сложилась традиция на всякий случай не доверять бизнесу. На этом фоне практически во всех социальных проектах, реализуемых предпринимателями, люди обязательно ищут коммерческую подоплеку. Однако подходы к ведению бизнеса давно изменились, и к вопросам социальной ответственности многие предприниматели подходят более чем серьезно. Пришло осознание, что забота о сотрудниках, клиентах — не дань моде, а образ мышления, и в первую очередь — катализатор для развития собственного дела. Поэтому для меня термин "социальная ответственность" подразумевает одно — доверие между всеми участниками процесса — клиентами, партнерами и властью.

Интерактивное добро
В 2015 году стартовало несколько необычных виртуальных благотворительных проектов...
Владимир Княжицкий, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России:

— Социальная ответственность бизнеса — это немарксистский подход к бизнесу. Когда бизнес является не исключительно инструментом зарабатывания капитала, но и ставит своей задачей сделать мир лучше. Разумеется, это тонкая грань, где надо поступиться основополагающими принципами бизнеса, и каждый предприниматель определяет ее сам. У меня есть примеры, когда излишняя социальная ответственность собственника бизнеса приводила к разорению предприятия. Поддержание верного баланса — вопрос совести, опыта и порядочности предпринимателя.

Дмитрий Мраморов, генеральный директор компании "СКБ Контур":

— Ответственность за качество жизни людей, с которыми мы работаем, развитие профессионального сообщества и забота о тех местах, где мы живем. Например, в IT всегда нужны крутые программисты. Можно "пылесосить" рынок, просто забирая себе сильных кандидатов, — нива быстро иссякнет. А можно запускать образовательные проекты, создавать сильное сообщество. Эта "питательная среда" позволяет развиваться студентам и мотивирует тех, кто только определяется с вузом, остаться в регионе. В этом — наша социальная ответственность.

Сотрудникам мы помогаем гармонично сочетать труд и отдых, как бы пафосно это ни звучало. Нам важно, чтобы сотрудники работали с удовольствием, были здоровы и получали положительные эмоции.

Игорь Рогулин, генеральный директор компании "БИГ Реал Эстейт":

— Основная цель любого бизнеса — получение прибыли, при этом не стоит забывать, что бизнес неотделим от социума, поэтому любой компании или корпорации, идущей к своей цели, нужно помнить, в том числе, и об интересах общества. Кроме выполнения своих обязательств перед своими сотрудниками (выплата зарплат, налогов, обучение), бизнес должен активно принимать участие в благотворительной деятельности и программах социальной защиты. Социальная ответственность — это, кроме всего прочего, создание положительного имиджа компании. Важно, чтобы желание участвовать в социальной жизни для компании формировалось самостоятельно, а не навязывалось государством.

Александр Брега, генеральный директор инвестиционно-строительной компании "Мегалит":

— Это личный вклад предпринимателя в развитие нашего общества, в наиболее проблемные его сферы — здравоохранение, охрану окружающей среды, помощь детям, ветеранам, деятелям культуры и многое другое. По сути, это добровольное дополнительное налогообложение с четким осознанием того, что финансы будут направлены в конкретное русло, а адресная помощь достанется тем, кто ощущает в ней острую потребность. К сожалению, у государства не всегда хватает средств и внимания на решение некоторых социальных проблем, и тут на помощь приходит отзывчивый бизнес, берущий на себя эту естественную нагрузку на благо общества.

Сэндзаки Масафуми, генеральный директор завода Hitachi в России:

— В рамках корпоративной социальной ответственности компании мы стремимся уменьшить воздействие на окружающую среду. Примеры действий: борьба с глобальным потеплением, успех которой можно обеспечить выпуском новой продукции, более щадящей для экологии; контроль использования химикатов в соответствии с регламентами; финансовая поддержка и непосредственное участие в различных экологических акциях. В России мы активно принимаем участие в экологических акциях, благотворительных проектах, также сотрудничаем с местными образовательными учреждениями. Важную роль в КСО мы также отводим созданию благоприятной и мотивирующей рабочей обстановки для своих сотрудников: для этого организуем постоянное обучение, корпоративные мероприятия, а также создаем комфорт на работе. Главной целью в этом направлении для нас является самореализация и саморазвитие сотрудников посредством работы.

Антон Евдокимов, генеральный директор группы компаний "Эталон":

— Это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, который напрямую связан с основной деятельностью компании и выходит за рамки определенного законом минимума. Это не норма законодательства, а этический принцип, которого ГК "Эталон" придерживается в своей работе.

Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями (Asset Management) NAI Becar:

— Социальная ответственность бизнеса — стремление не только заработать, но и привнести что-то полезное в общество. Есть навязанная социальная ответственность: социальная нагрузка на девелоперов, которые занимаются строительством жилья. Что касается остальных сегментов бизнеса, то можно придумать миллион вариантов, как улучшить социальную жизнь вокруг. Например, если бизнес связан с товарами для детей, можно помогать больным детям. Если речь идет о бизнесе, который направлен на загрязнение окружающей среды, например, производство пластика или полиэтилена, то социальная ответственность таких компаний может заключаться в спонсировании акций по очищению морей или озер. Вариантов множество.

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "Финам":

— Как правило, в РФ под социальной ответственностью бизнеса понимают программы для сотрудников, включающие в себя дополнительное пенсионное страхование, льготные кредиты (для банков), трудоустройство людей с ограниченными возможностями, разного рода благотворительность. С одной стороны, это снижает текучесть кадров и улучшает бренд и имидж компании. С другой стороны, зачастую корпорации получают многочисленные экономические преимущества (налоговые вычеты, субсидии), связанные с национальным законодательством той страны, где ведется деятельность.

Юлия Крылова, партнер, представитель One & Only Realty в России:

— Для меня само словосочетание "социальная ответственность бизнеса" означает призыв не терять человеческое лицо. Бизнес — мощнейшая сила, способная загнать людей в рабство и создать пропасть между обеспеченными людьми и малообеспеченным слоем общества еще больше. Как в кино — люди, создавая мощные машины, страдают от них потом сами. Так и в бизнесе — направляя его на достижение основной цели, люди иногда "зомбируются" и не замечают побочных негативных эффектов, которые возвращаются бумерангом в будущем к ним же и их близким. Многим западным компаниям удалось перевести социальные проекты из разряда обременений в обоюдовыгодные проекты. Хотелось бы, чтобы это действительно было так и не зависело ни от размера компании, ни от специфики ее деятельности.

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании "Бест-Новострой":

— С помощью нашей компании люди находят жилье. Очень часто для них это первая и единственная крупная покупка в жизни. Поэтому для нас социальная ответственность — сделать так, чтобы люди были благодарны, рекомендовали нас друзьям и знакомым.

Евгений Богданов, основатель и директор по развитию финского проектного бюро Rumpu:

— Социальная ответственность бизнеса включает в себя заботу о развитии, здоровье и благосостоянии сотрудников компании. Она также подразумевает распределение части прибыли организации на благотворительные нужды. Крупные компании должны участвовать в различных социальных проектах. Например, они могут способствовать подключению интернета в отдаленные регионы России, чтобы учащиеся сельских школ могли получать образование и общаться с людьми из других городов.

Дмитрий Коробейкин, вице-президент, руководитель комплекса стратегического развития "Лидер Инвест":

— Мы как девелоперы вкладываем в понятие социальной ответственности наши обязательства перед городом и жителями. Наши объекты должны быть качественными, органично вписываться в среду, улучшать условия жизни людей. В крупных проектах мы обязательно создаем социальную инфраструктуру: больницы, детские сады, школы, спортивные учреждения. Любой бизнес должен вестись в полном соответствии с законодательством — честно и открыто. Наши обязательства — правильно относиться к своим сотрудникам, соблюдать трудовые нормы и правила, формировать хорошие условия работы. Сейчас мы создали отдел корпоративной социальной ответственности. Мы принимаем активное участие в благотворительных мероприятиях, например, вместо новогоднего корпоратива направили деньги на помощь детскому дому.

Сергей Крылов, генеральный директор юридической компании "Дельта консалтинг" и юридической компании "Лига защиты должников":

— Под социальной ответственностью бизнеса понимаю в первую очередь обязанность предпринимателя оказывать услуги различным слоям населения с учетом платежеспособности каждой категории граждан в рамках законодательства, моральных и этических норм той страны, в которой предприниматель развивает свой бизнес-проект. Социальная ответственность — не что иное, как социальная политика, проводимая компанией в отношении своих целевых аудиторий: сотрудников, клиентов, подрядчиков, партнеров и иных контрагентов. Именно от выбранных механизмов и инструментов данной политики будет зависеть уровень производительности труда, эффективность производства, повышение квалификации трудовых ресурсов. Поэтому социальная ответственность заключается в выработке таких нормативов для бизнеса, при которых его развитие сопряжено с повышением уровня благосостояния граждан в частности и общества в целом.

Анна Вовк, член Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор компании "Национальная дистрибьюция":

— Суть соцответственности бизнеса проста: тот, кто зарабатывает, просто берет и поддерживает нужды общества помимо прямых налогов, сохраняя ту "биосферу", в которой бизнес реально живет и действует. Прежде всего, это охрана труда и материнства, охрана природы, забота о сообществе, в котором бизнес развивается. А дальше все зависит от уровня морали и щедрости владельца бизнеса.

В нашей компании социальную ответственность мы реализуем, заботясь об эргономичности рабочих мест, о соблюдении режима работы и отдыха, мы сохраняем рабочее место на период временной потери трудоспособности, участвуем в благотворительности и волонтерском движении для поддержки детей-инвалидов.

Владимир Журавль, президент PR2B Group:

— Это прежде всего уверенность, что в стране будут жить твои дети и внуки. Это стремление выстроить отношения с клиентом, партнером или наемным работником так, чтобы к тебе не возникло бы обоснованных претензий ни от одной из перечисленных категорий. Это когда приходишь всерьез и надолго, не думая об аварийных вариантах отхода и запасных парашютах. Отходить-то некуда, если ты ведешь социально ответственный бизнес. Все твое тут. И должно быть тут.

Сосланбек Кануков, первый вице-президент Российского футбольного союза глухих (РФСГ):

— Это выраженное в конкретных действиях осознание того, что именно руками предпринимателей в современном мире творится благополучие для всех окружающих. К сожалению, часто в нашей стране пресловутую CSR — корпоративную социальную ответственность — путают с благотворительностью. Грань между этими явлениями очень тонкая. Истинные филантропы знают, что это история не про то, как спасти других, но как спастись самому и очистить свою совесть. Настоящая социальная ответственность не преследует коммерческих целей.

Марк Капчиц, основатель платформы управления доставками Bringo:

— Вклад бизнеса в развитие общества в любой сфере, непосредственно связанный с основной деятельностью компании. Откликаясь на проблемы жителей города, страны, мира, пытаясь нивелировать или решить их в рамках корпоративных компетенций, компания приходит к осознанию последствий своих действий для устойчивого социального развития. Если результат деятельности в этом контексте положительный, можно говорить о социально ответственном бизнесе в рамках конкретной компании.