«Нельзя просто взять и сократить бонусы»

Коммерсантъ 30.08.2016

Работодатели стали оставлять россиян без фитнеса и служебных автомобилей. За два года кризиса все больше российских компаний сокращают компенсационные пакеты для своих сотрудников. Таковы итоги опроса, который провел портал Superjob. Подробности о том, на чем экономят организации, — у Аллы Пугачевой и Юлии Безруковой.

По мнению российских работодателей, в кризис сотрудникам необязательно учиться новому и следить за телом. А вот на медицинской страховке и корпоративах лучше не экономить. Портал Superjob опросил 1000 менеджеров по персоналу и сравнил данные с докризисными исследованиями. Выяснилось, что компании, которые урезали соцпакеты работникам, оставили прежними лишь расходы на ДМС — дополнительную страховку предоставляет четверть российских работодателей. Почти 60% и более 40% компаний по-прежнему тратятся на корпоративные мероприятия и подарки. При этом число фирм, которые оплачивают сотрудникам обучение, сократилось сразу на пять пунктов — до 46%. В соцпакеты также стали реже включать предоставление служебных автомобилей — лишь пятая часть участников рынков сохранила эту опцию. Компенсировать сотрудникам траты на проезд теперь готовы лишь 6% компаний. В 2014-м их было вдвое больше. Только 5% фирм по-прежнему оплачивают работникам посещение спортклубов, сокращение в этом сегменте было самым значительным — семь процентных пунктов.

Сужение соцпакетов — это хороший способ оптимизировать расходы в кризис. Работодатели этим охотно пользуются, отметила партнер рекрутинговой компании «Агентство Контакт» Юлия Забазарных.

«Это попытка сэкономить, и для крупных компаний она вполне оправданна, потому что, если численность персонала большая, даже уменьшение одного пункта в соцпакете влечет достаточно большую экономию, которую можно пустить на то, чтобы не сокращать зарплаты при падении оборотов и прибыли. Те опции, которые используются редко, не в полном объеме — в первую очередь, их сократили», — пояснила Забазарных.

По данным Superjob, социальные пакеты сотрудникам предоставляет десятая часть российских компаний. Причем, за два года показатель не снизился. Многие участники рынка сокращают дополнительные услуги не для всех сотрудников. Пересмотр подобных бонусов, как правило, не сказывается на мотивации сотрудников. Так считает глава компании Jacobson Рartners Дмитрий Акопов.

«Больше прибегают к таким сокращениям расходов не для топ-менеджеров, а для среднего звена и для более низкого уровня. Конечно же, радости от этого мало, но люди, наверное, должны с пониманием к этому относиться, потому что тяжелая ситуация в стране и в экономике. Большое количество людей относятся к этому с пониманием. Демотивация влияет на работоспособность, нельзя просто взять и сократить, нужно донести информацию. Чем больше у тебя разных способов объяснить, почему это делается и во благо чего, тем меньше вероятность потери производительности», — отметил в эфире «Коммерсантъ FM» Акопов.

Аналитики Superjob также констатируют: работодатели стали чаще склонять сотрудников к покупке товаров и услуг собственной фирмы. Россиян заманивают скидками — более 40% компаний предоставляют корпоративные дисконты.

По данным компании «Интеркомп», все меньше российских компаний продолжают выплачивать сотрудникам премии. При этом зарплаты незначительно растут. Например, с апреля по июль оклады специалистов в Москве увеличились на 6% по сравнению с первым кварталом.