Обучение персонала — одна из первых статей бюджета, которая страдает в кризис

"Коммерсантъ FM" от 17.05.2016 
Александра Козлова 
Комментирует Валентин Островский, руководитель проектов Интеркомп

Valentin_Ostrovskiy.jpg
ВАЛЕНТИН ОСТРОВСКИЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТОВ ИНТЕРКОМП
Более трети российских компаний не обучают своих сотрудников. Таковы данные опроса Высшей школы экономики. Восемь лет назад этот показатель был равен 20%. По данным экспертов, меньше всего повышением квалификации работников занимаются в небольших компаниях. Представители малого бизнеса заявляют, что у них есть возможность обучать сотрудников, но нет необходимости это делать. Об этом сообщила сотрудник Института статистических исследований Высшей школы экономики Наталья Бондаренко.

«Что касается компаний, которые организуют обучение этих сотрудников, то постепенно их доля с начала 2000-х годов уменьшается. По итогам 2015 года примерно 60% опрошенных компаний организовывали обучение своих сотрудников. Активность в организации обучения зависит от размера компании. Только каждая пятая компания численностью до 24 человек организовывала обучение своих работников. Большинство отвечали, что их устраивает нынешний уровень квалификации, и работники не нуждаются в обучении. Причина, наверное, связана с тем, что не все проводят мониторинг квалификации и компетенции своих работников», — полагает Бондаренко.

Малый бизнес редко обучает сотрудников не столько из-за кризиса, сколько из-за специфики этого сегмента. Так считает управляющий партнер по России компании TRANSEARCH International Станислав Алексеев.

«Даже, наверное, значительно больше одной трети российских компаний не обучают. Понятно, что в кризис всегда одна из первых статей бюджета, которая страдает, — это статья на обучение персонала. Но в малом бизнесе вообще практически не обучают, поскольку у них нет таких доходов, которые можно было бы на это дело выделить, но и уровень компетенции людей, которые руководят малыми компаниями, соответственно, несколько ниже, чем в крупных компаниях. Компания, которая инвестирует в обучение сотрудников, — это компания с достаточно продвинутым уровнем понимания в менеджменте и управлении бизнесом», — пояснил Алексеев.

В среднем и крупном бизнесе количество компаний с собственными курсами для работников, напротив, увеличилось, отметил руководитель проектов аутсорсинг-компании Intercomp Валентин Островский. Прежде всего, это связано с высокой конкуренцией на рынке труда, добавил эксперт.

«Доля компаний среднего и крупного сегмента, которая занимается профессиональным обучением, как раз не сократилась, а выросла, но только в той части, которая касается профессиональной подготовки по ряду специальностей, критически важных для компаний. Требования к квалификации конкретных специалистов начинают постепенно расти. Компании стараются выращивать специалистов у себя, так как в дальнейшем эти затраты на обучение с лихвой окупаются отсутствием необходимости покупать сверхдорогого специалиста со стороны. За последние несколько лет доля крупных компаний, которые организовали свои корпоративные университеты, выросла больше чем на 20%», — рассказал Островский «Коммерсантъ FM».

В конце апреля Минэкономразвития подготовило законопроект, который позволил бы компаниям, на регулярной основе помогающим вузам, готовить в них для себя целевиков.



Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2989513