Особенности учета затрат торговыми организациями

Источник: «Бухгалтерские вести» 10.09.2013

Основная цель торговли – получение дохода от продажи товара. Корректное ведение синтетического и аналитического учета способствует достоверному и детальному отображению затрат, осуществляемых предприятием в процессе своей деятельности.

Tatiana_Bystrova.png
Татьяна Быстрова, ведущий бухгалтер-консультант Intercomp

Статья 320 Налогового кодекса Российской Федерации определяет классификацию расходов на реализацию налогоплательщиков, осуществляющих торговую деятельность, давая определение издержек обращения.

В этой же статье сказано, что к издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Оценка товаров при принятии их к учету формируется следующими способами:

Метод формирования учетной цены

Особенности формирования цены

по фактической себестоимости

1. Стоимость товара по договорным ценам.

2. Транспортно-заготовительные расходы.

3. Расходы на подготовку товара к состоянию продажи потребителю

по фактической себестоимости, исключая затраты по доставке товара до склада

Согласно п. 15 ПБЦ 5/01 возможно включение транспортно-заготовительных расходов, произведенных до передачи товара в продажу, в издержки обращения

по продажным ценам

Отдельный учет наценок ведется организациями, осуществляющими розничную торговлю, с использованием счета 42 "Торговая наценка"

В розничной торговле применяются следующие схемы учета товаров:

Натурально-стоимостная

Стоимостная

Фиксируются остатки и движение товара по наименованиям, сортам. Данная схема применима при возможности получения информации по каждому вида товара (например, при штриховом кодировании)

Фиксируются остатки и движение в целом по всем товарам

Пример 1

Предприятие закупило 5 телевизоров на сумму 88 500 руб., НДС 18% - 8500 руб. Доставка до склада составила 23600 руб., в том числе НДС 18 % - 3600 руб. и по условиям договора не входит в стоимость товара.

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

41

60

75 000

Приняты к учету телевизоры

19

60

8500

Отражена сумма НДС

41

60

20 000

Отражена стоимость доставки телевизоров

19

60

3600

Отражена сумма НДС

Фактическая себестоимость 1 телевизора составила 19 000 руб.

41

60

75 000

Приняты к учету телевизоры

19

Кт60

8500

Отражена сумма НДС

44

60

20 000

Отражена стоимость доставки телевизоров

19

Кт60

3600

Отражена сумма НДС

Фактическая себестоимость, исключая затраты по доставке 1 телевизора составила 15 000 руб.

41

60

75 000

Приняты к учету телевизоры

19

60

8500

Отражена сумма НДС

44

60

20 000

Отражена стоимость доставки телевизоров

19

60

3600

Отражена сумма НДС

41

42

5000

Покупная стоимость приобретенных товаров доведена до продажных цен

Продажная цена 1 телевизора составила 20 000 руб.

Предприятиям торговли рекомендуется применять следующую номенклатуру статей издержек: транспортные расходы, расходы на оплату труда, аренда, амортизация и ремонт основных средств, хранение и подработка товаров, топливо, износ спецодежды, расходы на рекламу, тару, потери товаров и технологические отходы. Затраты по вышеперечисленным статьям отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Также методологии не противоречит и применение счета 26 «Общехозяйственные расходы» в тех случаях, когда торговля совмещается с иными видами деятельности, например, с услугами по консультированию о свойствах товара.

В конце месяца сальдо издержек обращения, приходящихся на реализованные за текущий месяц товары, списывается на счет 90 «Продажи».

Пример 2

Используя данные примера 1 предположим, что предприятие реализовало в текущем месяце 3 телевизора:

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

50

90-1

56 640

Поступила в кассу выручка за проданные телевизоры

90-2

41- 2

45 000

Списаны проданные товары по фактической себестоимости, исключающей транспортно-заготовительные расходы

90 - 3

68

8640

Отражена сумма НДС

90

44

12 000

Списаны расходы на продажу (транспортно-заготовительные расходы, учтенные в составе издержек обращения и относящиеся к части проданного товара 20 000 руб. : 5 шт. = 4000 руб.; 4000 руб. х 3 шт. = 12 000 руб.)

Себестоимость проданной единицы товара равна 19 000 руб.

Для товаров, оставшихся на конец периода непроданными на складе, если предприятие приняло решение учитывать транспортные расходы в составе издержек обращения, исчисляется процент таких расходов с учетом переходящего остатка издержек предыдущего месяца по формуле:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей части) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей части);

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Пример 3

Торговое предприятие учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Остаток транспортных расходов на начало месяца 10 000 руб., за текущий месяц произведено транспортных расходов на сумму 25 000 руб. Себестоимость реализованных за месяц телевизоров составила 150 000 руб., остаток товара на складе в стоимостном выражении 100 000 руб.

Средний процент транспортных расходов составит: (10 000 + 25 000) : (150 000 + 100 000) х 100% =14%

Сумма расходов, приходящихся на реализованные и нереализованные телевизоры, составит соответственно 21 000 руб. и 14 000 руб.