Подарки контрагентам при УСН

Бухгалтерские вести, №44, ноябрь 2016 
Автор: Екатерина Калинкина, руководитель филиала компании Интеркомп в Рязани

При применении упрощенной системы налогообложения учет расходов на подарки партнерам (контрагентам) во многом зависит от сущности самого подарка, а также кому и с какой целью он вручается.

Marina_Chekh.jpg 
Екатерина Калинкина
Руководитель филиала 
компании Интеркомп
в Рязани
В преддверии новогодних праздников во многих компаниях, в том числе применяющих УСН, принято дарить подарки своим деловым партнерам: клиентам, поставщикам, физическим лицам, не состоящим в штате компании. При учете расходов на подарки следует помнить, что согласно положениям ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) дарение между коммерческими организациями не допускается, за исключением подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. При вручении подарка стоимостью выше указанной суммы сделку могут признать ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ). Также нужно учесть, что в соответствии со ст. 574 ГК РФ если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 руб., договор должен заключаться только в письменной форме. Если же он совершен устно, то он также признается ничтожным.

Подарки, вручаемые по случаю праздника

Для повышения лояльности контрагентов и укрепления деловых связей многие компании вручают своим партнерам по бизнесу подарки к значимым датам, праздникам. При УСН с объектом налогообложения «доходы» учесть расходы, в том числе и на подарки контрагентам, нельзя на основании п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации. При объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» перечень расходов, которые учитываются при расчете налоговой базы, строго ограничен и прописан в ст. 346.16 НК РФ. В данном перечне расходы на приобретение подарков партнерам не поименованы. Соответственно, учесть их при расчете единого налога также не получится.

В бухгалтерском учете расходы на приобретение подарков учитываются в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99). Кроме того, организации, применяющие УСН, в соответствии с требованием рациональности ведения бухгалтерского учета вправе не отражать предъявленный поставщиком НДС предварительно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», а сразу включать его в стоимость приобретенных товаров, если такой порядок закреплен в ее учетной политике (подп. 6, п. 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008).

пример1 подарки2.png

Подарки, вручаемые в рамках рекламных акций

Если на подарках клиентам есть символика либо логотип компании-дарителя, то расходы на них можно учесть в составе рекламных согласно подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Но риск переквалификации таких рекламных расходов довольно высокий. В соответствии с определением п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», «реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Под неопределенным кругом лиц подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 05.04.07 №АЦ/4624). Но постоянных партнеров (контрагентов) нельзя назвать неопределенным кругом лиц, так как этот список, как правило, заранее известен. Если все же компания на свой страх и риск признает подарки как расходы на рекламу, то необходимо:

1. правильно оформить документы на проводимые рекламные кампании, такие как:
  • план рекламных кампаний на год (маркетинговую политику), утвержденный руководителем и содержащий параметры планируемых рекламных акций. Из данного плана должно четко следовать, что вручение подарков является частью рекламной акции. 
  • смета расходов на проведение рекламных акций; 
  • договоры, акты, отчеты на оказание рекламных услуг, если рекламная акция проводится сторонней организацией, обеспечивающей продвижение рекламной информации.

Если рекламная акция проводится компанией собственными силами, то отчет о проведении рекламной кампании также должен быть. В отчете о проведенной акции должны быть подведены ее итоги;

2. иметь доказательства проведения рекламной акции среди неопределенного круга лиц. Например, акция может проводиться не только среди действующих клиентов, но и потенциальных. Доказательством в данном случае послужит приказ руководителя с информацией о количестве приобретаемых подарках и о том, что они будут розданы имеющимся и потенциальным клиентам в рекламных целях.

При оформлении подарков партнерам в рамках рекламных акций следует учитывать, что данный вид расходов для компаний, применяющих УСН, является нормируемым, то есть списывается в пределах 1% суммы доходов от реализации за отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 346.16 НК РФ, п. 4, ст. 246 НК РФ). При этом затраты признаются только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). НДФЛ и страховые взносы не уплачиваются, так как подарки предназначены партнерам — юридическим лицам.

В бухгалтерском учете расходы на рекламу отражаются в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99) (см. пример 2).

пример2 подарки2.png

Подарки, вручаемые партнерам на официальных приемах

Подарки деловым партнерам, которые вручаются на официальных приемах некоторыми компаниями, учитываются в качестве представительских. Однако представительские расходы при упрощенной системе налогообложения также не влияют на расчет единого налога:
  • при уплате налога с доходов представительские расходы не учитываются (п. 1 ст. 346.18 НК РФ); 
  • при уплате налога с разницы между доходами и расходами представительские расходы отсутствуют в закрытом перечне расходов (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В подтверждение данной позиции Минфин не раз давал разъяснения в своих письмах (например, Письмо Минфина РФ от 11.10.04 №03-03-02-04/1/22). 

В бухгалтерском учете подарки, вручаемые деловым партнерам на официальных приемах, отражаются в порядке, аналогичном указанному в примере 1.

Подарки, вручаемые физическим лицам, не состоящим в штате компании

Иногда компании делают подарки не только своим партнерам — юридическим лицам, но и поздравляют физических лиц, не состоящих в штате компании (например, операционистов в банке, инспекторов, чиновников). В отношении подарков государственным служащим следует помнить, что в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.04 №79-ФЗ им за исполнение своих должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц, в том числе и подарки. Однако подарки, полученные государственными служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и иными официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и должны быть ими переданы по акту в соответствующий государственный орган. Государственный служащий, сдавший подарок, впоследствии может его выкупить в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.14 №10, если его стоимость превышает 3000 руб. Если стоимость подарка не превышает данный лимит, то он возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи.

На расчет единого налога при УСН расходы в виде подарка физическим лицам, не состоящим в штате компании, не влияют, так как их нет в перечне, указанном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Начислять и уплачивать страховые взносы не нужно, ведь в данном случае между одариваемым лицом и компанией трудовых отношений нет. Тем не менее НДФЛ, вне зависимости от того, в какой форме осуществляется дарение (денежной или натуральной), вне зависимости от повода для подарка (значимая дата, официальный прим и т. п.), компания даритель обязана удержать и перечислить его в бюджет в качестве налогового агента (ст. 226 НК РФ), если стоимость подарка физическому лицу превышает 4000 руб. за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ). Со стоимости подарков менее указанного лимита НДФЛ не удерживается. Если подарок вручается в натуральной форме, то возможности удержать НДФЛ с его стоимости у компании нет, так как партнер не является ее сотрудником. В этом случае необходимо письменно сообщить физическому лицу и налоговой инспекции о невозможности удержать налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).

 

В статье использованы документы

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.00 №117-ФЗ. В ред. от 03.07.16, с изм. с 01.10.16. 
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ. В ред. от 03.07.16, с изм. с 02.10.16. 
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ. В ред. от 23.05.16. 
Приказ Минфина России от 06.05.99 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99». В ред. от 06.04.15. 
Федеральный закон от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе». В ред. от 08.03.15, с изм. от 03.07.16.