Подтверждение транспортных расходов при расчете налога на прибыль

27 августа 2013 «Бухгалтерские вести»

Основная сложность подтверждения транспортных расходов заключается в разнообразии толкования договорных отношений между заказчиками и исполнителями доставки грузов, изменениях законодательства, касающихся сферы подготовки подтверждающих документов.

Tatiana_Bystrova.png 
Татьяна Быстрова
ведущий
бухгалтер-консультант
Intercomp

Чтобы минимизировать риски, необходимо уделять повышенное внимание оформлению первичных документов, формированию операций, отражающих транспортные расходы, в налоговом учете.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

1.Если стоимость доставки по условиям договора включена в цену товара.

В налоговом учете данные расходы включаются в стоимость товара, если данное условие оговорено в договоре.

2. Если стоимость доставки по условиям договора не включена в цену товара.

В данном случае продавцу в налоговом учете придется распределять расходы на доставку между реализованным и оставшимся на складе товаром по формуле, описанной в ст. 320 Налогового кодекса:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей части) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей части);

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

В бухгалтерском учете стоимость доставки учитывается в стоимости товара на счете 41 «Товары», либо в составе издержек обращения, на счете 44 «Расходы на продажу».


Пример 1

Торговой фирмой приобретен письменный стол стоимостью 4720 руб., НДС 18% – 720 руб. Стоимость доставки товара 2360 руб., НДС 18% – 360 руб. По условиям договора с продавцом, стоимость доставки включена в цену товара.

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

41

60

6000

Получен стол от продавца

19

60

1080

Отражен НДС по поступившему товару


В налоговом учете транспортные расходы войдут в цену товара, составившую 6000 руб.


Пример 2

Воспользовавшись условиями примера 1, предположим, что согласно условиям договора, стоимость доставки не входит в стоимость товара.

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

41

60

4000

Получен стол от продавца

19

60

720

Отражен НДС по поступившему товару

44

60

2000

Отражены расходы на доставку стола

19

60

360

Отражен НДС по транспортным расходам


В бухгалтерском учете фактическая себестоимость приобретенного стола составит 6000 руб., в налоговом – 4000 руб., 2000 руб. будут учтены в составе прочих расходов.

Продавец же, на основании договора поставки, в котором отмечается отдельная оплата доставки товара, сделает в налоговом учете следующий расчет:

Себестоимость проданных за месяц столов 10 500 руб.

Себестоимость проданных столов на конец месяца – 21 000 руб.

Сумма транспортных расходов на начало месяца – 2000 руб.

Транспортные расходы в течение месяца – 6000 руб.

На основании ст. 320 НК РФ средний процент транспортных расходов составит:

(2000 + 6000) : (10 500 + 21 000) = 25,39 %

Сумма, которую продавец включит в состав прямых расходов за месяц:

2000 + 6000 – (21 000 х 25,39%) = 2668,10 руб.

Данная формула применима как к торговым, так и к производственным предприятиям.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 №403-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

По Информации Минфина России №ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.13 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Несмотря на многочисленные дискуссии, касающиеся комплекта подтверждающих транспортные расходы документов, его вариативности, последние разъяснения законодательных органов носят противоречивый характер.

Так, Письма Минфина РФ от 30.04.13 №03-03-06/1/15213, от 28.01.13 №03-03-06/1/36, подтверждают необходимость заполнения транспортной накладной: согласно п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.11 №272 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.07 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению №4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.

Использование накладной ТОРГ-12, служившей основанием для приятия материальных ценностей к бухгалтерскому и налоговому учету, а также товарно-транспортной накладной, предназначенной для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, фактически остановлено новым законом «О бухгалтерском учете», применять ли данные формы в старом варианте или дополнить их новыми реквизитами, организации теперь решают самостоятельно, что подтверждается Письмом Минфина от 28.01.13 №03-03-06/1/36.

В статье использованы документы:

■ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.00 №117-ФЗ. В ред. От 23.07.13.

■ Федеральный закон от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В ред. от 28.06.13.


Источник: «Бухгалтерские вести»