Отдам святое в хорошие руки

Вартан Ханферян

13-19.06.2011. Журнал Эксперт № 23 (757)

Передача бухгалтерских, кадровых, зарплатных и прочих учетных функций сторонним компаниям не пользуется в России большой популярностью. Поставщиков такого рода услуг спасают иностранные компании, работающие у нас в стране, а утешают — надежды на европеизацию отечественного предпринимательства.

Рынок аутсорсинга учетных функций мы исследуем уже во второй раз (статью по итогам первого исследования см. в № 48 за 2010 г.). И хотя в прошлом году российская экономика довольно резво оправлялась от кризиса, рынок аутсорсинга учета стагнирует.

В очередном рейтинге собраны сведения о 75 компаниях, работающих на рынке услуг аутсорсинга функций учета. Как и в прошлый раз, участниками исследования стали специализированные компании, а также аудиторско-консалтинговые группы (АКГ) и консалтинговые фирмы, для которых работа на подряде по учету является лишь одним из видов деятельности. В нынешний список по ряду причин не попали некоторые крупные игроки — АБУ, «Авенир», ФБК, — что, впрочем, не помешало нам выявить основные тенденции этого сектора бизнес-услуг.

Определяющей характеристикой рынка аутсорсинга функций учета по-прежнему остается высокая концентрация бизнеса: 52% суммарных доходов компаний рейтинга приходится на десяток фирм, специализирующихся только на этом виде деятельности. Совокупная выручка участников рейтинга по итогам 2010 года составила 3,8 млрд рублей против 3,2 млрд рублей в 2009-м (см. график 1). Однако темпы ее роста снизились и, по нашим оценкам, составили 13 против 20%, зафиксированных в прошлогоднем рейтинге. Если оценивать рынок только по показателям специализированных фирм, то прирост выручки по итогам 2010 года и вовсе затормозился до 5%.

Среди причин замедления роста участники рынка называют затухание эффекта посткризисного восстановления спроса на фоне сохраняющегося непонимания значительной частью отечественного бизнеса целесообразности и эффективности передачи на сторону таких деликатных функций, как, к примеру, ведение бухгалтерской и налоговой документации либо зарплатных ведомостей.

Поэтому неудивительно, что на передачу этих функций внешнему исполнителю гораздо охотнее идут работающие в России иностранные компании, с одной стороны имеющие положительный опыт такого рода перепоручительства, а с другой — стремящиеся обезопасить себя от рисков несоответствия требованиям российского законодательства. Среди клиентов аутсорсинговых фирм широко представлен малый бизнес — ему передача этих функций обходится дешевле содержания собственного штата бухгалтеров и кадровиков (пусть даже приходящих). Третья группа клиентов провайдеров аутсорсинга — компании крупного бизнеса, оптимизирующие свою деятельность и применяющие аутсорсинговую модель как альтернативу создания собственных расчетных центров.

Участники рынка, оценивая перспективы его развития, не видят возможностей значительного увеличения спроса на свои услуги со стороны ни одной из трех групп клиентов. Заметное расширение спроса если и ожидается, то в лучшем случае в среднесрочной перспективе.


На пониженных оборотах

Снижение темпов роста рынка, как уже было сказано, обусловлено общим состоянием экономики — не столь быстрым, как хотелось бы, ее восстановлением и, как следствие, коррекцией спроса на услуги аутсорсинг-провайдеров (впрочем, как и во многих других секторах сферы бизнес-услуг). <…> Формируя бюджеты, клиенты продолжают откладывать проекты, в которых были заинтересованы ранее, или ожидают возможности заплатить за внешние услуги по упавшей цене. «Сокращение объемов работ и счетов за услуги аутсорсинга было вызвано в том числе уменьшением численности персонала и количества операций у клиентов в посткризисный период», — дополняет генеральный директор Intercomp Global Services Россия и СНГ Сергей Бучин.

Другой фактор медленного роста рынка аутсорсинга учета — непопулярность такого рода услуг среди российских предприятий. <…>

Впрочем, несмотря на то что зачастую риски минимизируются — главным образом ответственность заказчика перед контролирующими органами, потенциальный клиент не активен в передаче функций учета внешнему подрядчику и редко выступает ее инициатором. Вдобавок сотрудники клиента, воспринимая аутсорсинг-провайдера как конкурента, а не помощника и поддаваясь страху остаться без работы, могут оказывать внутреннее сопротивление нововведениям.

Не способствует допуску в святая святых — бухгалтерию — и использование компаниями незаконных схем уклонения от налогов. <…>

Недоверие клиентов усиливается и за счет недостатка информации об аутсорсинге. «Российские менеджеры не очень хорошо знакомы с моделью аутсорсинга или имеют некие теоретические знания без практического опыта. Как следствие, аутсорсингом российские компании пользуются мало», — завершает мысль Сергей Бучин.


Туманное будущее

Оценить степень популярности этого сектора услуг можно по числу компаний — клиентов участников рейтинга. Например, в самом емком направлении, аутсорсинге бухгалтерского и налогового учета, доля выручки которого по итогам 2010 года составляет более 40%, на всех участников рейтинга приходится около 2,4 тыс. клиентов (в среднем по 30 клиентов на фирму). В 2009 году число клиентов составляло примерно 3 тысячи.

Низкая популярность передачи учета на сторону видна и из небольшого списка отраслей, где сосредоточено большинство клиентов: основные доходы участников рейтинга в 2010 году обеспечили предприятия торговли, нефтяной и нефтегазовой промышленности, а также строительства. На компании этих трех отраслей пришлось около 60% всего рынка (см. график 2). Рост потребительского спроса приводит к увеличению числа транзакций и дополнительной нагрузке на бухгалтерию организаций торговли, в связи с чем резонно передать рутинные функции учета внешней структуре. Основным же фактором, определяющим спрос на аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета для предприятий нефтяной и нефтегазовой промышленности, по мнению члена совета директоров группы компаний Energy Consulting Светланы Ивановой, является стремление компаний оптимизировать затраты на непроизводственные функции.

Для снижения издержек по направлениям своего бизнеса аутсорсинг бухучета активно применяют и строители. <…>

Быстрого расширения своего «ареала обитания» подрядчики по учету пока не ждут. Во-первых, число основных и постоянных потребителей аутсорсинга — иностранных фирм, для которых это привычная часть бизнес-политики, — сильно не меняется. Этот список клиентов практически исчерпан и существенно изменить динамику рынка не в состоянии. Во-вторых, малый бизнес и микропредприятия приобретают в основном стандартные бухгалтерские услуги, стоимость которых, в отличие от масштабных аутсорсинговых проектов и в сравнении с комплексным обслуживанием по нескольким участкам учета, не высока. <…>

В-третьих, препятствия на пути расширения спроса могут создать изменения в налоговом законодательстве, в частности увеличение выплат по социальному налогу. Ряды клиентов аутсорсинговых компаний вряд ли пополнят фирмы, планирующие вернуться к серым схемам.

Таким образом, аутсорсинг-провайдерам остается надеяться на расширение числа клиентов за счет крупного бизнеса, для которого незаконные схемы бухгалтерии и налогообложения по большей части остались в прошлом.

Кроме того, аутсорсеры смогут привлечь новых клиентов, если будут делать акцент на продвижении услуг, ведь поле для расширения отраслевой экспертизы весьма обширно (см. интерактивную карту спроса на услуги аутсорсинга учетных функций), а потенциальные заказчики из различных отраслей могут попросту не знать о таких услугах. <…>

Снижению себестоимости аутсорсинговых работ сегодня помогает переход на комплексные решения. С точки зрения экономии привлечь провайдера для реализации смежных процессов, например расчета зарплаты и кадрового учета, выгоднее, поскольку совокупные затраты на обеспечение каждого процесса в отдельности будут выше стоимости комплексного решения. <…>

С другой стороны, себестоимость снижается благодаря совершенствованию технологии услуг через внедрение новых моделей оптимизации бизнес-процессов, разработки и обновления решений в области SaaS (Software as a Service) — ИТ-решений на собственной базе или зарекомендовавших себя платформах (Oracle, SAP, Scala, 1С и т. д.). «Новые технологические и программные решения существенно расширили функционал сервисов аутсорсинг-провайдеров и сделали услуги более удобными для клиентов. Из основных тенденций можно отметить развитие использования модели SaaS, позволяющей ускорить обмен данными между клиентом и аутсорсером, сделать работу более синхронной и удобной», — объясняет Сергей Бучин.


Дебет с кредитом

Посмотрим теперь, как обстояли дела на рынке аутсорсинга учетных функций в 2010 году по его основным секторам: ведение бухгалтерских и налоговых дел, расчет заработной платы, кадровый учет и делопроизводство.

Бухгалтерский и налоговый учет. Сектор услуг по обеспечению бухгалтерского и налогового учета остается наиболее емким. По итогам 2010 года доля выручки от него составила 44% (см. график 3). Участникам рейтинга удалось заработать в этом сегменте почти 1,5 млрд рублей. Масштаб обусловлен тем, что такую услугу оказывает большинство участников рейтинга (более 90%). Распределение выручки в этом сегменте таково, что на долю АКГ приходится порядка 26% доходов, а львиная часть дохода относится к специализированным аутсорсинг-провайдерам.

За год прирост выручки в этом направлении составил почти 25%. Участники рынка отмечают увеличение запросов на ведение отдельных участков бухгалтерского учета, связанных с цикличными и рутинными функциями. В стремлении оптимизировать затраты клиенты предъявляют спрос на стандартные функции бухучета (обработка авансовых отчетов, ведение счетов к оплате и т. д.).

Расчет заработной платы и кадровый учет/. За последний год для сегмента услуг по расчету зарплат и кадровому делопроизводству была характерна невысокая динамика. Прирост суммарной выручки у участников рейтинга по итогам 2010 года составил здесь 5 и 1% соответственно (см. график 4), а ее объем — 602,2 и 106,7 млн рублей.

Несмотря на то что эти направления анализировались по отдельности, большинство опрошенных нами участников рейтинга отметили увеличение спроса на комплекс этих решений. Услуги по расчету заработной платы стали чаще покупать вместе с услугой кадрового администрирования. «Во всем мире эти услуги обычно передают на аутсорсинг вместе, тем самым снижая нагрузку на отдел кадров и бухгалтерию, повышая эффективность данных процессов», — рассказывает Сергей Бучин. <…>

Приведенные примеры, отмечают участники рынка, позволяют клиенту гибко управлять кадровыми процессами, повышая их прозрачность; эффективно вести кадровый документооборот; обеспечивать безошибочную и своевременную передачу данных в расчет заработной платы, гарантируя защиту от ошибок. <…>

Хороший стимул спроса на пакетное решение «бухгалтерия плюс кадры» — усложнение законодательства и активизация госорганов при начислении штрафов в случае нарушения ведения учетных функций и подачи персонифицированных данных.


Заграница нам не поможет

Снижение объемов выручки за последний год было характерно для аутсорсинга подготовки отчетности как по международным стандартам, так и по российским правилам. По итогам 2010 года падение выручки участников рейтинга от услуг подготовке отчетности по МСФО составило 9%, а от услуг подготовки отчетности по РСБУ — 7%. Кроме ценовой конкуренции провайдеры прочувствовали снижение спроса. <…>

Если говорить об объемах выручки компаний в рассматриваемых сегментах, то они составили 211 млн рублей от аутсорсинга подготовки отчетности по МСФО и 243 млн рублей — по РСБУ. Во втором случае выручку по большей части обеспечивают опять-таки предприятия торговли, нефтянки и строительства, а также компании малого бизнеса. Значительный же объем доходов, полученных от подготовки МСФО-отчетности, формируют иностранные контрагенты. <…>

Источник: