Советы посторонних - Вартан Ханферян

Вартан Ханферян

07.06.2012. Журнал Эксперт 7-13 Мая 2012, №18 (801)

Передача на сторону учетных функций — бухгалтерии, кадровой службы или составления финансовой отчетности — растет в России завидными темпами. И хотя подавляющую часть клиентов аутсорсинга учета, как и прежде, составляют иностранные компании, к ним присоединяется и российский бизнес.

Устойчивый спрос на сопровождение неключевых бизнес-процессов — бухгалтерии, налогообложения и кадров — продолжает приносить провайдерам аутсорсинг-услуг доходы. Это подтверждают результаты нашего третьего ренкинга ведущих компаний в области аутсорсинга учетных функций: по сопоставимым данным участников нынешнего списка в 2011 году, их суммарная выручка увеличилась на 17% и достигла 5 млрд рублей (по итогам 2010 года мы отмечали 13% и 3,8 млрд рублей соответственно, см. «Эксперт» № 23 за 2011 год).

Такого объема дохода и темпов роста удалось достичь за счет как новых, так и постоянных клиентов. Экономическая конъюнктура позволяет заказчикам не только возобновлять, но и постепенно увеличивать инвестиции в свое развитие и повышение эффективности бизнеса. В результате помимо закупок консалтинга или ИТ-услуг клиент интересуется и обслуживанием неосновных видов деятельности.

В то же время провайдеры аутсорсинга стали уделять еще больше внимания качеству обслуживания и совершенствованию услуг — в том числе этого требую подкованные заказчики. А проекты становятся все более комплексными. И все это не могло не отразиться на стоимости услуг аутсорсинговых фирм.

На этой волне отмечается повышенный спрос на аутсорсинг подготовки бухгалтерской и финансовой отчетности — объемы заказов здесь резко увеличились, а выручка участников ренкинга выросла почти на треть по отношению к предыдущему году (см. график 1). Правда, основной бизнес компаний из списка по-прежнему связан с более объемными услугами — бухгалтерским и налоговым учетом, который, в отличие от разовой подготовки отчетности, предусматривает регулярное полное бухгалтерское обслуживание или частичное ведение учета по отдельным участкам, а также расчет зарплат. На долю выручки от этих услуг в 2011 году пришлось почти 70% дохода участников списка (см. график 2), хотя динамика роста выручки по этим направлениям и не столь высока (подробнее об этом ниже).


График 1. Спрос на услуги подготовки отчетности по РСБУ и МСФО активизировался.

Изменение выручки участников рэнкинга по направлениям аутсорсинга функций учета за 2011 год.

Изменение выручки участников рэнкинга по направлениям аутсорсинга функций учета за 2011 год.

Источник: "Эксперт РА", по сопоставимым данным участников рэнкинга.

График 2. Аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета приносит его провайдерам большую часть выручки.

Структура выручки участников рэнкинга по итогам 2011 года* (%).

Структура выручки участников рэнкинга по итогам 2011 года* (%).

Источник: "Эксперт РА", по сопоставимым данным участников рэнкинга.

Новый запал

Главная задача, которую стремятся решить клиенты, применяя аутсорсинг, — снижение затрат и повышение качества бизнес-процессов. Поэтому потребность в аутсорсинге учетных функций не снижается. Во всяком случае, выручка компаний из списка ведущих из года в год растет. Причем в 2011 году ощутимый рост доходов — 20% и более — был присущ почти каждой второй компании списка, и лишь 13 участников ренкинга завершили год с отрицательной динамикой.

Во многом рынок развивался благодаря новым клиентам. Например, минимальное число заказчиков услуг в области бухгалтерского учета и налогообложения в 2011 году, по данным участников ренкинга, — 2711 компаний, тогда как годом ранее их было 2189. <…> Рост клиентского пула отметили и в компании Intercomp Global Services, у которой за последний год значительная часть нового бизнеса пришлась не на иностранные компании, как раньше, а на средние и крупные российские предприятия.

Отчасти спрос формируется фискальной политикой. «Рост налоговой нагрузки в 2012 году на заработную плату выше 43 тысяч рублей (а это средняя зарплата в городах-миллионниках) заставляет работодателей задуматься об оптимизации расходов. На практике выгоднее передать бухгалтерские и кадровые функции провайдеру, способному организовать их более дешевую реализацию», — считает генеральный директор Intercomp Global Services Россия и СНГ Сергей Бучин.

В связи с активизацией интереса к аутсорсингу нового клиента ожидают и в лице государства. «Не стоит сбрасывать со счетов заявления правительства, стимулирующие госорганы подумать, как оптимизировать непрофильные процессы путем использования аутсорсинга», — обращает внимание на инициативы власти Сергей Бучин. Речь идет о выдвинутом Минэкономразвития в начале 2011 года предложении передать функции, не имеющие отношения непосредственно к госуправлению, на субподряд бизнесу или подведомственным организациям. Правда, какие именно это функции и как их «разгосударствление» приведет к росту рынка, пока не ясно. Сейчас же госорганизации не слишком активно используют аутсорсинг: по данным участников нашего ренкинга, за 2011 год на бюджетных конторах они заработали чуть более 1,5 млн рублей, то есть менее 0,1% всей выручки (см. график 3). А среди лидеров спроса — торговля, строительство и девелопмент, нефтяная и нефтегазовая промышленность: здесь на аутсорсинге учета провайдеры заработали 755,7, 339,6 и 290,5 млн рублей соответственно.


График 3. Государство пока что не активно в использовании услуг аутсорсинга учетных функций.

Распределение выручки участников рэнкинга по отраслям экономики за 2011 год*

Распределение выручки участников рэнкинга по отраслям экономики за 2011 год*

Источник: "Эксперт РА", по сопоставимым данным участников рэнкинга.

На старых дрожжах

Впрочем, не совсем верно говорить только о влиянии на динамику рынка новых заказчиков и недооценивать клиентов старых. Все-таки более весомой остается совокупность таких факторов, как развитие информационных технологий, повышение уровня сервиса, подготовка клиента, комплексность проектов ввиду развития бизнеса заказчика. <…>

Растущие объемы бизнеса в секторе аутсорсинговых услуг обусловлены и усложнением проектов. <…>

В свою очередь, спрос клиентов, не первый год использующих аутсорсинг учета, диктует провайдерам необходимость повышения качества сервиса. Да и сам клиент становится более требовательным, желая видеть в соглашениях о качестве оказываемых услуг (Service Level Agreement, SLA) детальное их описание, скорость обработки запросов, разграничение ответственности. <…>

Теоретически повышение прозрачности бизнеса, увеличение числа публичных компаний, потребность в грамотном учете и составлении отчетности должны вести к росту числа компаний, интересующихся решениями в области аутсорсинга. Кроме того, развитие клиентского бизнеса, его расширение и масштабируемость будут увеличивать число и широту проектов аутсорсинга. Однако становится очевидным, что такая модель развития существенного прироста рынку не принесет. Конечно, комплексные проекты и их информатизация предусматривают решение большего числа задач и стоят дороже, чем ведение отдельных участков учета. Однако внедренные ИТ и отлаженные функции вряд ли будут расти в цене (из года в год их придется только обновлять). В условиях высокой конкуренции и подкованности заказчика цены придется держать на коротком поводке, а участники ренкинга уже говорят, что заказчик хочет получить услуги премиум-класса по цене эконома.

Отчетность снова в цене

Наиболее существенно за последний год потребительские предпочтения изменились в отношении аутсорсинга подготовки отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). По этим направлениям выручка у компаний — участниц ренкинга росла самыми высокими темпами: за 2011 год прирост составил 28 и 27%, а ее объем достиг 333,8 и 491,95 млн рублей соответственно. Хотя годом ранее мы фиксировали прирост на уровне –7 и –9% соответственно.

Аутсорсинг подготовки отчетности по РСБУ.

Что касается отчетности по РСБУ, то, по большому счету, здесь работает фактор развития инвестпроцессов. Компании стремятся к прозрачности и наличию достоверной и качественной информации для привлечения финансирования. Как правило, речь идет о малом и среднем бизнесе.

Вектором развития этого сегмента может стать привлечение в аутсорсинг-обслуживание компаний, для которых с недавнего времени стало необязательным проводить аудит отчетности. К ним относятся организации с выручкой до 400 млн рублей и суммой активов бухгалтерского баланса до 60 млн рублей. Впрочем, есть вероятность, что наблюдаемый прирост в этом сегменте связан как раз с этим фактором.

Аутсорсинг подготовки отчетности по МСФО.

Прирост объема работ по аутсорсингу подготовки отчетности в соответствии с МСФО форсирован возрастающими потребностями компаний — ведь такая отчетность по-прежнему обязательна при кредитовании и на биржах, обеспечивает информацией акционеров и руководство бизнеса, нередко применяется как инструмент определения ключевых показателей эффективности. <…>

Классика жанра

Бухгалтерский и налоговый учет.

Устойчивый спрос на бухгалтерское сопровождение продолжает приносить провайдерам львиную долю доходов: наибольшая часть выручки участников ренкинга приходится на услуги аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета — в 2011 году это 42% общей выручки компаний из списка. Прирост показателя за год составил 14%. <…> Помимо этого, заказчик стал проявлять интерес к транзакционному аутсорсингу — ведению отдельных, как правило узких, участков учета.<…>

Лакомым куском для провайдеров остается и вновь созданный бизнес, передающий функции по постановке бухгалтерского учета, — в этом случае провайдерам не надо трудиться над чужими ошибками. Расчет заработной платы и кадровый учет.

Весьма значимым для клиентов остается аутсорсинг расчета зарплаты — на долю этой услуги в 2011 году пришлось 24% выручки участников ренкинга, или почти 1,14 млрд рублей. А вот на кадровом учете и делопроизводстве участники списка заработали в пять раз меньше. Возможно, выручка в этих сегментах могла быть и выше, но, по словам участников ренкинга, еще присутствует негативный фактор минимизации налогов на фонд оплаты труда через выплату зарплаты по серым схемам, а аутсорсинг функций расчета в этом случае невозможен.

Впрочем, оба направления аутсорсинга сегодня характеризуются выразительной динамикой роста: годовой прирост доходов компаний — участниц ренкинга составил 16 и 24% соответственно (против 1 и 5% год назад). <…> На сегменты расчета зарплаты и кадрового учета оказывает влияние и развитие ИТ. Например, популярной становится возможность удаленного доступа заказчика к своим данным. <…> Для рассматриваемых сегментов услуг все так же свойственно сближение и трансформация в комплексные проекты. Лидеры этих направлений отмечают, что заказчик все чаще интересуется комплексными решениями, включающими в себя расчет зарплаты и кадровое администрирование. Это, в свою очередь, дает основание объединить обе практики при подготовке следующего рэнкинга.

Список крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций по итогам 2011 года

Топ-15 компаний по аутсорсингу бухгалтерского и налогового учета

Топ-15 компаний по аутсорсингу расчета заработной платы

Топ-15 компаний по аутсорсингу подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности (РСБУ)

Топ-15 компаний по аутсорсингу подготовки финансовой отчетности (МСФО)

Топ-15 компаний по аутсорсингу кадрового учета и кадрового делопроизводства

Источник:
Журнал Эксперт # 18