Контролируемые сделки. Уведомление о заключении.

София Саитова, Руководитель группы юридических услуг Санкт-Петербург Intercomp
17.01.2013. «Бухгалтерские вести».

В каких случаях проводится налоговый контроль ценообразования сделки?

Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", вступившим в силу 01.01.2012, введено понятие «контролируемые сделки», определяющее категории сделок, в отношении которых налоговый орган вправе проверить соответствие цен, указываемых сторонами в договоре, рыночным.


София Саитова,
Руководитель группы
юридических услуг
Санкт-Петербург Intercomp

Критерии определения контролируемой сделки

Согласно ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимыми лицами в целях определения контролируемой сделки являются:

  1. организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  2. физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  3. организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
  4. организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 ниже), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  5. организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 ниже);
  6. организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 ниже;

  7. организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

  8. организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  9. организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
  10. физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  11. физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (п.2 ст. 105.1 НК РФ).

Контроль сделок, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в РФ либо являются резидентами РФ

Сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, жительства либо налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация также подлежат контролю.

Данная группа сделок признается контролируемой при наличии хотя бы одного из обстоятельств:

  1. сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей, а именно: за 2012 год – 3 миллиарда рублей, за 2012 год – 2 миллиарда рублей;
  2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах. И при условии, что сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
  3. хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. И при условии, что сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.
  4. хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам. И при условии, что сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
  5. хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны. При условии, что сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей. Важно отметить, что данный критерий подлежит применению с 01.01.2014.

Сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки с участием посредников, не относящихся к числу взаимозависимых лиц, но направленные на перепродажу товаров, работ, услуг взаимозависимым лицам также подлежат контролю налоговыми органами.

В связи с этим в НК РФ также включен перечень сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, а именно:

  1. совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом).
  2. При этом совокупность данных сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

    • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

    • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

  3. сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
    1. нефть и товары, выработанные из нефти;
    2. черные металлы;
    3. цветные металлы;
    4. минеральные удобрения;
    5. драгоценные металлы и драгоценные камни.

    И если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

  4. сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.
  5. Важно учитывать, что если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

    Данная категория сделок признается контролируемой, также, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

    Неконтролируемые сделки

    Согласно п.4 ст.105.14 НК РФ не признаются контролируемыми следующие сделки:

    1. сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
    2. сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
      • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
      • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
      • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
      • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
      • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми.
    3. Уведомление о контролируемых сделках

      Форма и содержание

      Уведомление о контролируемой сделке предоставляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме".

      В Приложении 3 к данному Приказу дана подробная инструкция по порядку заполнения уведомления.

      Предоставляемые сведения должны отражать следующую информацию:

      1. календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
      2. предметы сделок;
      3. сведения об участниках сделок:
        • полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);
        • фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;
        • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
      4. сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию (п.3 ст. 105.16 НК РФ).

      При этом при совершении однородных сделок данные сведения могут быть предоставлены по всей группе однородных сделок в целом (п.4 ст.105.16 НК РФ).

      Порядок предоставления

      Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ также разъяснен порядок предоставления уведомления.

      Так, уведомление о контролируемой сделке, должно быть направлено налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором была совершена контролируемая сделка.

      Уведомление направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Исключение составляют налогоплательщики, относящиеся к категории крупнейших. Они обязаны уведомить налоговый орган по месту учета крупнейших налогоплательщиков.

      Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет уведомление только в налоговый орган по месту нахождения организации.

      Уведомление может быть предоставлено как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

      В первом случае необходимо обратить внимание, что не допускается двустороння печать, а также скрепление листов уведомления, приводящее к порче бумажного носителя.

      В случае допущения при заполнении ошибок либо неточностей, либо предоставлении информации не в полном объеме, налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. Однако законодательством не предусмотрено, в какой именно срок необходимо предоставить уточненное уведомление – до 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемой сделки, либо допускается сделать это и позже. Учитывая, что в соответствии с п.7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика, до момента определения на законодательном уровне сроков предоставления уточненных сведений, предоставление уточненных сведений после 20 мая соответствующего года не может расцениваться как нарушение или неисполнение налогоплательщиком обязательства по уведомлению о совершении контролируемых сделок.

      Источник:
      «Бухгалтерские Вести»