«Сделано на Кавказе»

«Эксперт Онлайн» 30.06.2015
Анна Королева
Комментирует Сергей Тихонов, директор по маркетингу Интеркомп 

По словам заместителя министра по делам Северного Кавказа Андрея Резникова, министерство по делам Северного Кавказа (Минкавказа) намерено создать бренд "Сделано на Кавказе", по которым собирается продвигать сельскохозяйственную продукцию региона. Это должно привести к увеличению доли продукции местных предприятий АПК на российском рынке продовольствия.

По словам заместителя министра по делам Северного Кавказа Андрея Резникова, министерство по делам Северного Кавказа (Минкавказа) намерено создать бренд "Сделано на Кавказе", по которым собирается продвигать сельскохозяйственную продукцию региона. Это должно привести к увеличению доли продукции местных предприятий АПК на российском рынке продовольствия.

"Сегодня министерством совестно с ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" и профильными региональными предприятиями ведется работа по разработке концепции формирования и продвижения единого бренда для всей сельскохозяйственной продукции макрорегиона. Единый бренд "Сделано на Кавказе" должен стать своеобразным знаком качества, который будет предоставляться только лучшим производителям и поможет продвигать их продукцию как в регионе, так и за его пределами", - передает агентство ТАСС слова Андрея Резникова.

По его словам, в 2015 году в СКФО уже было запущено несколько инвестиционных проектов в агропромышленном секторе. Так, в Чеченской Республике было построено фруктохранилище на 5 тыс. тонн, в Дагестане - крупнейшей в СКФО комбинат экологически чистого детского питания. При этом до конца года планируется запуск одного из крупнейших логистических центров в СКФО, тепличного комплекса, фрукто- и овощехранилища, птицекомплекса по производству 4,5 тыс. тонн мяса бройлера в год, а также создание молочного кластера и оптово-розничного комплекса. "Мы готовы продолжать эту работу и обеспечить поставки северо-кавказской продукции на столы россиян", - указал замминистра.

Данная новость, безусловно, положительная, считает Дмитрий Нужденов, директор по инвестициям компании AGT инвест. Если бренд будет позиционирован правильно и начнет свое развитие с традиционных для Кавказа и уже успешных сегментов продуктов (минеральная вода, молочная продукция, фрукты), то его успешность будет в значительной степени гарантирована. Сейчас, говорит эксперт, трудно оценить потенциальную долю этого бренда на рынке по каждому сегменту, но, полагает Нужденов, его максимальный потенциал ее лежит в области поставок свежих фруктов.

Идея создания единого бренда «Сделано в Кавказе» заслуживает внимания, соглашается директор по маркетингу аутсорсинг-компании «Интеркомп» Сергей Тихонов. Ведь в России на рынке продовольствия не так много региональных брендов. В основном существующие сейчас региональные бренды – это узко направленные марки определенных продуктовых линеек. Успех такого бренда вполне возможен. Однако прогнозировать быстрый высокий спрос у россиян достаточно сложно.

Примеры успешных продвижений даже дорогих продуктов под региональными марками уже существуют. Так, за последние несколько лет набрали популярность различные бренды фермерских продуктов. Несмотря на то, что они, как правило, существенно дороже, чем массовые продукты многих производителей. Бренд «Сделано на Кавказе» может стать привлекательным благодаря сложившемуся мнению об экологически чистом регионе.

Есть еще фактор, который может положительно повлиять на развитие этого бренда на российском рынке, указывает Сергей Тихонов. Это тема санкций. Под эгидой программы импортозамещения такой бренд мог бы быть востребован у социальной активной части населения. Вспомнить хотя бы историю с «Вятским квасом», которая была озвучена на прямой линии с президентом Владимиром Путиным. Можно отметить, что продвижение региональных и локальных брендов поощряется российским руководством. Важным аспектом успеха бренда «Сделано на Кавказе» будет являться, безусловно, выбор товарной группы, которая будет выпускаться под данным брендом и качественные и ценовые показатели продуктов.

В целом Северный Кавказ и в самом деле имеет мощный потенциал по импортозамещению и может сыграть значимую роль в реализации продовольственной программы по данному вопросу, соглашается коммерческий директор компании CNC Global (China Consulting Global) Михаил Чижма. Несомненно, это поможет нарастить свои экономические возможности, а также получить дополнительные рабочие места как на производстве, так и в аграрном секторе. На сегодняшний день доля Северного Кавказа в производстве овощей, зерновых, развитии виноградарства и развития животноводства на российском рынке от всего объема, примерно 10%, и это очень мало, учитывая климатические особенности региона. Главное, чтобы данный проект был доведен до конца, в соответствии с экономическими реалиям, а не в силу «модных» обстоятельств, которые сложились на период введённого эмбарго.

Бренд «Сделано на Кавказе» может быть очень перспективным, уверен и профессор кафедры новейшей отечественной истории Московского государственного педагогического университета Василий Цветков. Данная региональная зона содержит много преимуществ: выгодное и интересное положение, благоприятный климат, наличие природных минеральных источников. Еще с Советского времени регионы Минвод и Северного Кавказа были очень популярны произрастающими здесь плодами и овощами. Уже сейчас на Северном Кавказе есть сильное производство - левашинско-акушинский капустный кластер, который производит до 10% объема капусты в РФ.

Для успеха реализации сельхозкультур из региона необходимо обратить внимание на хранение и переработку овощей и фруктов – необходимо увеличить количество специализированных овощехранилищ и новейших предприятий по переработке. Наличие таких предприятий крайне важно в связи с удаленностью региона от центра. Успеха от бренда «Сделано на Кавказе»» можно ожидать также при условии поддержки руководства региона – создания позитивной кредитной политики, господдержки малого и среднего бизнеса, предоставления привлекательных налоговых условий.