Учет и продажа МПЗ, полученных при демонтаже ранее списания ОС

Источник: «Актуальная бухгалтерия»
Сентябрь 2013

Экспертиза статьи: Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Фирма вправе оприходовать и продать материалы, полученные при демонтаже объекта ОС, ранее утверждения акта о списании. Внереализационный доход по таким МПЗ также может быть признан в процессе демонтажа.

Nellya_Azizova.JPG
Нелля Азизова, бухгалтер-консультант Intercomp

 Нередко ликвидация крупных объектов основных средств (ОС) идет на протяжении нескольких месяцев. При этом полученные от демонтажа и пригодные для дальнейшего использования материалы (например отдельные детали/узлы, трубы, листовое железо, строи тельные блоки и т. д.) необходимо продать на сторону. Возникает вопрос: можно ли оприходовать такие материалы ранее списания самого объекта ОС? Нормы бухгалтерского и налогового законодательства четко не определяют момент принятия на учет материальных ценностей, полученных в результате ликвидации объектов ОС. Для того чтобы ответить на вопрос, рассмотрим этапы ликвидации и порядок учета полученных материалов.

Ликвидируем объект и подтверждаем это документами

Решение о невозможности дальнейшего использования ОС и его списании принимает комиссия, созданная в соответствии с приказом руководителя компании. Члены комиссии устанавливают причину списания: физический или моральный износ объекта, нарушение условий эксплуатации, аварии и т. д.[1] Также они выявляют и выясняют, можно ли использовать в дальнейшем отдельные узлы, детали, материалы выбывающего объекта, и оценивают их исходя из текущей рыночной стоимости.

При длительном сроке демонтажа необходимо издать приказ о переводе объекта на ликвидацию и учитывать его в составе ликвидируемых ОС (см. образец). С момента издания этого документа (либо утверждения акта о переводе ОС на ликвидацию) объект считается выведенным из эксплуатации. Амортизация перестает на него начисляться. При этом материалы и другое имущество, полученные в процессе демонтажа, могут быть проданы в любой момент до окончательного утверждения акта о списании объекта ОС (утверждают на заключительном этапе ликвидации). Этот документ подтверждает фактическую ликвидацию объекта ОС (т. е., что все работы по демонтажу закончены).

Напомним, что с вступлением в силу нового Закона о бухучете [2] фирма должна самостоятельно разработать формы первичных документов по учету ОС (либо взять унифицированные) и утвердить их в учетной политике.

Учет и дальнейшая продажа полученных материалов

Для оприходования материалов, полученных в ходе демонтажа зданий, составляют акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (можно использовать форму № М-35 [3] (см. образец). Унифицированного бланка, предназначенного для оприходования материалов, полученных при разборке других ОС (например техники, станков, промышленных агрегатов), нет. В этом случае можно воспользоваться формой приходного ордера (форма № М-4) [4].

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете оприходования и последующей реализации материалов, полученных при демонтаже объекта ОС.

Пример

ООО «Актив» ликвидировало здание с 01.04.2013 по 17.06.2013. 20 мая в процессе демонтажа получены:

  • стальные трубы стоимостью 22 000 руб.;
  • кровельное железо стоимостью 28 000 руб.;
  • строительные блоки стоимостью 9000 руб.

Так как хранить эти материалы негде, решено продать их по себестоимости в тот же день.

Бухгалтер сделал следующие проводки.

20 мая (на дату фактической продажи материалов, до окончательного утверждения акта списания объекта ОС):

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

– 59 000 руб. (22 000 + 28 000 + 9000) — отражены прочие доходы на сумму рыночной стоимости материалов, полученных при демонтаже здания (на основании акта о переводе ОС на ликвидацию, акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– 59 000 руб. — поступила оплата от покупателя;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

– 59 000 руб. — отражена выручка от продажи материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68

субсчет «Расчеты по НДС»

– 9000 руб. (59 000 руб. × 18/118) — начислен НДС.

17 июня (на дату утверждения акта списания ОС):

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

– 59 000 руб. — отражено списание материалов, полученных при ликвидации ОС.

prikaz.jpg

prikaz-2.jpg

В налоговом учете стоимость материалов, полученных при демонтаже в ходе ликвидации ОС, является внереализационным доходом фирмы [5]. Эту стоимость определяют исходя из рыночных цен [6], подтвержденных экспертным заключением. Внереализационный доход пополученным материалам может быть признан на дату утверждения акта ликвидации амортизируемого имущества (а не на день списания объекта) [7].

Таким образом, при ликвидации объекта ОС материалы в бухгалтерском и налоговом учете могут быть оприходованы по мере их высвобождения в период демонтажа. То есть после издания приказа о ликвидации объекта ОС либо при переводе объекта в состав ликвидируемых ОС. При этом акт о списании объекта свидетельствует об окончательной ликвидации, полном завершении работ по демонтажу и фактически понесенных расходах.

 


  1. п. 29 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон о бухучете)
  3. утв. пост. Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а
  4. утв. пост. Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а
  5. п. 13 ст. 250 НК РФ
  6. п. 5 ст. 274 НК РФ
  7. подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ