Вычет НДС по представительским и рекламным расходам

Исчисление налога на добавленную стоимость по представительским и рекламным расходам нередко вызывает вопросы у бухгалтеров. 


ЕЛЕНА РЫБНИКОВА, руководитель отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп
Cогласно положению главы 21 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право принять к вычету входящий НДС по операциям, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ. 

До декабря 2012 года также к вычету НДС налогоплательщики не принимали в связи c отсутствием налогооблагаемой базы в налоговом периоде. Не принимали НДС к вычету, если расходы компании не принимались для целей налогообложения прибыли. 

После декабря 2012 года Минфин РФ и ФНС России выпустили письмо, поясняющее правила вычета НДС и поставившее точку в споре «принимать или не принимать входящий НДС». 

В Письме Минфина РФ от 19.11.12 №03-07-15/148 о применении вычетов налога на добавленную стоимость при отсутствии налоговой базы в налоговом периоде говорится следующее: «… принятие решений налоговыми органами о применении налогоплательщиками налоговых вычетов в налоговых периодах, в которых не исчисляется налоговая база по налогу на добавленную стоимость, не должны являться основанием для отказа в принятии к вычету налога налого плательщиками, которые руководствовались разъяснениями Минфина России о применении налоговых вычетов в налоговых периодах, в которых возникает налоговая база». 

Представительские расходы 


В части представительских расходов НК РФ содержит положения в п. 7 ст. 171, вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. 

В данной статье имеется прямая отсылка на главу 25 НК РФ, поэтому при принятии к вычету НДС по представительским расходам бухгалтер в первую очередь рассчитывает размер расхода, принимаемый для целей налогообложения прибыли. 

Статья 264 НК РФ относит к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в следующем порядке: представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. 

В частности, НК РФ конкретизирует понятие «представительские расходы»: к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. 

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний (см. пример 1). 

1.jpg

Рекламные расходы 


Согласно ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся: 
  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видео-обслуживании; 
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; 
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании; 
  • расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний; 
  • а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. 

ВАЖНО: согласно ст. 149 НК РФ, к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) НДС, относится передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., а также безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

2.jpg