№1 В АУТСОРСИНГЕ УЧЕТНЫХ ФУНКЦИЙ В РОССИИ

Алкогольные напитки на корпоративном празднике

20.12.2016
Бухгалтерские вести, № 46 (декабрь 2016) 
Автор: Елена Рыбникова, руководитель отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп 

По общему правилу, проведение корпоративных праздников можно отнести к представительским расходам. Согласно п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Elena_R.jpg 
Елена Рыбникова
руководитель отдела  
контроля качества услуг
и методологии
Интеркомп
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Но в данном пункте статьи Налогового кодекса существует ограничение по включению представительских расходов: к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Как проведение рекламного мероприятия, принять к учету корпоративный праздник не получится, так как праздник не может классифицироваться как реклама и не отвечает требованиям подп.28 п. 1, с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ (Определение ВАС РФ от 31.12.11 №ВАС-14202/11).

С учетом данной оговорки, корпоративный праздник классифицируется как:
  • развлекательное мероприятие для сотрудников компании.
К представительским расходам отнести корпоративный праздник не представляется возможным, если на мероприятии присутствовали только сотрудники компании;
  • представительское мероприятие.

Если в рамках официального приема приглашены партнеры, клиенты (потенциальные и действующие), а также сотрудники компании (Определение ВАС РФ от 30.11.09 №ВАС-15476/09).

пример1алк.png

Налог на добавленную стоимость

При проведении корпоративных праздников не возникает факта реализации, не возникает безвозмездной передачи, следовательно, не возникает объекта налогообложения по НДС и права на вычет не возникает соответственно (Письма Минфина РФ от 13.12.12 №03-07-07/133 и от 28.03.11 №03-07-07/11).

НДФЛ для сотрудников

Согласно п. 1 ст. 210, ст. 209, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ доход, полученный физическим лицом в натуральной форме, является налоговой базой по НДФЛ.

При совершении расходов на ограниченный круг лиц, в частности заказ банкета на конкретное число лиц, первичная документация позволяет определить из общей стоимости расходов на праздничное мероприятие «цену» присутствия одного сотрудника. Данная «цена» будет являться доходом физических лиц, подлежащим налогообложению НДФЛ.

Избежать уплаты НДФЛ можно в том случае, если круг лиц не ограничен, например банкет рассчитан на 200–250 человек по принципу шведского стола или на праздник каждый сотрудник имеет право привести с собой 1–2 человек, не имеющих отношения к компании. Такой вариант не позволяет определить «цену» присутствия одного сотрудника, и расходы на праздник не приведут к возникновению налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ. Такая позиция подтверждена ст. 41 НК РФ, Письмами Минфина РФ от 14.08.13 №03-04-06/33039, от 06.03.13 №03-04-06/6715, от 30.01.13 №03-04-06/6-29, от 15.04.08 №03-04-06-01/86, Постановлениями ФАС МО от 23.09.09 №КА-А40/8528-09, ФАС ПО от 16.11.06 №А12-4773/06-с36.

пример21алк.png
пример22алк.png

В приведенном примере расходы на алкоголь выделены как не принимаемые для целей налогообложения прибыли.

В настоящее время существуют две противоположные точки зрения в части принятия таких расходов, к окончательному единому решению ведомства пока не пришли.

ИФНС категорически против принятия для целей налогообложения прибыли расходов на алкоголь, о чем свидетельствуют множественные суды между ИФНС и налогоплательщиками. Суды часто принимают сторону налогоплательщиков, но Постановления ВАС по данному вопросу нет.

Минфин РФ еще в 2004 году в Письме от 09.06.04 №03-02-05/1/49 высказал мнение: «расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок)».

Обычай делового оборота в законодательстве РФ не имеет четкого понятия, так как это правило, не предусмотренное ни законодательством, ни договорами, т. е. оно сложилось по «ходу жизни» ведения бизнеса.

Нормативы на приобретение алкогольной продукции также не закреплены законодательно, в частности, при управлении автотранспортом алкоголь запрещен к употреблению, в рамках Уголовного кодекса алкогольное опьянение является отягчающим обстоятельством. Также российские ученые из Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН установили, что алкоголь в любых количествах вредит здоровью.

В рамках развлекательного мероприятия, когда сотрудники не выполняют свои трудовые функции, алкоголь допустим, но расходы на развлечения не принимаются к налоговому учету.

В рамках официального приема сотрудники компании работают, и алкоголь здесь неуместен. Бокал шампанского после окончания официальной части приема будет являться уже развлекательным мероприятием за рамками такого приема.

Для снижения риска претензий со стороны ИФНС и при отсутствии готовности отстаивать свою точку зрения в суде расходы на алкоголь не стоит отражать в составе принимаемых расходов для целей налогообложения прибыли.
19.01.2017

Рейтинг востребованных профессий

Далее
18.01.2017

Каким прогнозам верить и во что инвестировать компаниям, работающим на российском рынке?

Далее
18.01.2017

Трамп, рубль, цены на нефть и экономический прогноз России

Далее

СОКРАТИТЬ РАСХОДЫ ?

Пришло время сокращать расходы?
Антикризисное решение от
INTERCOMP

Подробнее