Изменения, связанные с проверкой контрагентов

«Бухгалтерские вести» №1/2016

 Наличие выписки из ЕГРЮЛ является одним из доказательств проведения процедуры контроля контрагента. С марта 2015 года налогоплательщикам предоставлена возможность бесплатного получения таких выписок в формате электронного документа.

Анастасия Столярова.jpg
Анастасия Столярова, эксперт-методолог Интеркомп 

Проверка и контроль — одни из основных функций системы управления. Положительный результат проверки подлинности контрагента становится одним из основополагающих критериев при принятии решения относительно вступления во взаимоотношения с ним. Ведь ведение бизнеса с заведомо добросовестным бизнес-партнером поможет налогоплательщику избежать рискованных споров с проверяющими органами. 

Налогоплательщик до подписания договора имеет возможность определить, не является ли контрагент фирмой-однодневкой. Сделка с таким партнером существенно увеличивает возможность проведения выездной налоговой проверки. И шансы отстоять учтенные при расчете налога на прибыль расходы от такой сделки будут крайне малы. Признание таких затрат необоснованными повлечет за собой и отказ налоговых органов в вычете налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком в рамках таких операций. Таково одно из последних мнений ФНС России — Письмо от 09.10.15 №ЕД-4-2/17621.

Проведенный комплекс мероприятий по проверке потенциального контрагента позволит сделать вывод об общей благонадежности исследуемой стороны. В современных условиях финансово-хозяйственной деятельности важно быть уверенным, что имеешь дело с юридическим лицом, которое может исполнить взятые на себя обязательства, будь то поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг. 

Определения «недобросовестного контрагента» в нормативно-правовых актах нет. И все же благодаря сложившейся практике налогоплательщики имеют представление о том, кого налоговики предпочитают видеть в качестве стороны сделки. 

Сигнализировать о непрохождении проверки могут следующие признаки: 

1) малое количество сотрудников в штате компании; 
2) низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; 
3) отсутствие материально-технических баз; 
4) массовый учредитель, директор или массовый адрес; 
5) вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; 
6) учредитель неоднократно создавал и закрывал организации; 
7) контрагент часто меняет адрес регистрации. 

Именно такой перечень критериев отнесения потенциальных партнеров дает ФНС России в своем Письме от 17.07.13 №АС-4-2/12722. Причем специалисты оставили этот перечень открытым, дав возможность организациям, желающим уберечь себя от рискованных сделок, самим выбрать критерии для контроля контрагентов. 

В общем случае проверка контрагента представляет собой комплекс мероприятий, позволяющих в результате их проведения сделать вывод о потенциальном контрагенте. Итак, перед подписанием контракта с конкретной организацией рекомендуется запастись рядом подтверждающих фактов.
 

Общедоступная информация из сети Интернет 

Проверка контрагента может начаться с поиска и мониторинга имеющейся о нем информации в сети Интернет. Здесь желательно будет даже сохранить и распечатать какие-либо интернет-страницы, отображающие разделы о предложениях и услугах компании, о ее местонахождении, контактной информации. По карте имеет смысл проверить, не являются ли здания по данным адресам жилыми домами. По возможности соотнести номера стационарных контактных номеров контрагента с их территориальным фактическим месторасположением. 

На официальном сайте ФНС www.nalog.ru в разделе «Проверь себя и контрагента» можно убедиться, что потенциальный партнер официально зарегистрирован. Там же можно выяснить, не является ли адрес регистрации юридического лица массовым. Будет не лишним «пробить» контрагента по спискам «злостных нарушителей» в Интернете на официальных сайтах ПФР, ФСС РФ, трудовых инспекций. Например, информация о задержке зарплаты сотрудникам должна насторожить. 

Интернет-сервис позволяет определить, не ликвидирована ли организация, являющаяся потенциальным партнером, и найти информацию о возможном начале процедуры ее банкротства: 

• по электронному адресу http://egrul.nalog.ru/ можно найти «Сведения о государственной регистрации юридических лиц»; 
• по электронному адресу https://service.nalog.ru/svl.do — найти «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»; 
• по электронному адресу https://service.nalog.ru/zd.do — «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года». 

Подтверждение реальности ведения деятельности контрагентом 


Зачастую лишняя на первый взгляд документация сможет послужить доказательством проведенной в свое время проверки реальности ведения деятельности контрагентом. Даже наличие позапрошлогодних рекламных брошюр, каталогов, визиток сотрудников контрагентов или какой-либо другой информации может сыграть на руку налогоплательщику. 

План проведения представительской встречи для обсуждения будущего контракта, отчет о ее проведении с указанием достигнутых договоренностей тоже будут иметь вес. Наличие такой документации — это дополнительное свидетельствование благонадежности контрагента, особенно если сделка имеет нетипичные условия. Такими условиями могут выступить подозрительно длинные отсрочки платежа, отсутствие производственных мощностей у контрагента, возможность поставки крупной партии без предварительной оплаты. 

Информация об отсутствии нарушений налоговых обязательств 


Официально получить подобные сведения возможно в ИФНС по месту регистрации контрагента. Однако на деле это оказывается затруднительным. Налоговики предлагают направить запрос на имя руководителя контролирующего органа, который в свою очередь зачастую отказывает в предоставлении таких сведений, ссылаясь на налоговую тайну. Получается, что возможность быть уверенным в том, что контрагент уплачивает налоги своевременно и в полном объеме и не нарушает сроков сдачи отчетности, очень мала. И пока налоговые органы не давали официальных обещаний не отказывать заявителям в предоставлении подобных сведений. 

Информация, добровольно представленная контрагентом 


Перед заключением сделки имеет смысл запросить у потенциального партнера информацию о его деятельности. В качестве доказательств серьезности предпринятых шагов на пути проявления должной осмотрительности при выборе стороны сделки могут выступить следующие документы контрагента: 
• копии учредительных документов; 
• копии налоговой и бухгалтерской финансовой отчетности (здесь имеет смысл запросить и документы-подтверждения налогового органа о принятии такой отчетности); 
• копии имеющихся лицензий на осуществление деятельности, документов о членстве в саморегулируемой организации (СРО), свидетельств о допуске к определенным видам работ (хотя бы в рамках заключаемого контракта); 
• паспортные данные должностных лиц контрагента; 
• контактные данные основных отделов компании (телефонные номера, адреса электронных почт). 

Будет достаточно копий, заверенных подписью руководителя и печатью. Ведение бизнеса с заведомо добросовестным бизнес-партнером поможет избежать рискованных споров с проверяющими органами. 

Выписка из ЕГРЮЛ


Одним из первых доказательств проявления должной осмотрительности компании при выборе контрагента, по мнению налоговиков, будет являться наличие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Такой документ возможно получить несколькими способами: заказать самостоятельно, обратившись в налоговую службу, или же запросить у самого потенциального партнера. 

Размер платы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ устанавливает Правительство РФ. На текущий момент определены следующие размеры за предоставление сведений: 
• о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе — 200 руб.; 
• о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган, — 400 руб. 

Приятным сюрпризом для организаций стала обновленная редакция первого пункта ст. 7 Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: 

«Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно». 

Норма о бесплатных сведениях о юридическом лице в форме электронного документа введена Федеральным законом от 30.03.15 и действует с 31 марта 2015 года. 

Возможность реализовать данное право в бесплатном получении сведений дает электронный сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Этот сервис размещен на сайте ФНС России по адресу https://service.nalog.ru/vyp/. 

Контроль контрагента при помощи данного сервиса возможно осуществить, оперируя лишь ОГРН организации. Ответ из ФНС с запрашиваемыми сведениями будет предоставлен в виде документа в формате PDF и будет содержать визуализируемую усиленную квалифицированную электронную подпись. В соответствии с п. 1, 3 ст. 6 Закона от 06.04.11 №63-ФЗ «Об электронной подписи» такой распечатанный документ будет равносилен выписке на бумажном носителе, собственноручно подписанной должностным лицом налогового органа и заверенной печатью. 

Данное нововведение упрощает процедуру проверки контрагента. Однако не стоит забывать, что наличие выписки из ЕГРЮЛ лишь подтверждает факт государственной регистрации организации и не может выступать достаточным и, тем более, единственным аргументом при вынесении положительного решения в результате проверки контрагента на его добросовестность. Минфин России в очередной раз напомнил об этом в своем Письме от 16.10.15 №03-02-07/1/59422.