Подкрановые пути на стройплощадке – временный объект. Его сооружают лишь на период строительства основного объекта. Затраты на сооружение временных устройств, которые необходимы на период выполнения отдельных видов работ, учитываются непосредственно в объектных сметах (п. 1.7 ГСН 81-05-01-2001, утвержденных постановлением Госстроя от 7 мая 2001 г. № 45).
Временные здания и сооружения для целей учета рассматривают как основные средства. Но, как было сказано выше, создают их исключительно на время строительства. И когда стройку закончат, как правило, ликвидируют. Срок использования временных объектов составляет обычно два-три года. Так что для подкрановых путей в бухучете целесообразно установить срок использования, равный сроку строительства. Пункт 20 ПБУ 6/01 позволяет это сделать. Тогда их стоимость можно будет полностью списать в расходы через амортизацию.
Срок полезного использования основного средства организация определяет в зависимости от того, в течение какого периода она планирует его использовать. Надо учесть и другие ограничения. Например, срок аренды (п. 20 ПБУ 6/01)
Пример. Как учесть подкрановые пути
Генподрядчик (ООО «СК-55») обустроил своими силами на время строительства основного объекта подкрановые пути. И установил для них срок использования, равный сроку строительства, – 20 месяцев. Затраты на устройство оснований для подкрановых путей и их монтаж составили 530 000 руб. (в том числе НДС по покупным материалам – 27 000 руб.). По окончании cтроительства пути демонтировали. Затраты на демонтаж составили 80 000 руб. Бухгалтер ООО «СК-55» отразил операции следующими записями:
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 02 (10, 70, 69, …) – 503 000 руб. (530 000 – 27 000) – учли затраты на устройство путей;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 27 000 руб. – выделили НДС по материалам;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 27 000 руб. – приняли к вычету входной НДС;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 23 – 503 000 руб. – отразили затраты в составе капвложений;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 503 000 руб. – ввели подкрановые пути в эксплуатацию.
Далее ежемесячно бухгалтер начислял амортизацию (с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию):
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – 25 150 руб. (503 000 руб. : 20 мес.) – начислили амортизацию.
Когда пути демонтировали:
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (02, 70, 69, …) – 80 000 руб. – учли расходы на демонтаж подкрановых путей;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 23 – 80 000 руб. – списали затраты по демонтажу (в данном случае счет 91 не используют, поскольку затраты подрядчика связаны с выполнением работ для заказчика, который оплачивает их в общей стоимости работ по договору).
А если кран используют на стройке менее 12 месяцев? Это не позволяет учитывать пути в качестве основного средства (подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01).
В этом случае их включают в состав материалов в качестве хозинвентаря и списывают на затраты по строительству объекта сразу при принятии к учету (проводки с НДС не приводим, они такие же, как в примере):
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 02 (10, 70, 69, …) – учли затраты на устройство подкрановых путей;
ДЕБЕТ 10 СУБСЧЕТ «ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ» КРЕДИТ 23 – приняли к учету подкрановые пути;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 СУБСЧЕТ «ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ» – списали стоимость подкрановых путей на стоимость строительства (СМР).
Налоговый учет
Временные объекты, которые эксплуатируют более 12 месяцев, стоимостью более 100 тыс. руб. признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Для них срок полезного использования определяют исходя из Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (письмо Минфина от 13 января 2012 г. № 03-03-06/1/12). Практически всегда он существенно превышает срок строительства. Однако подкрановые пути для стройплощадки в Классификации основных средств не упоминаются. Есть, правда, подкрановые пути с кодом 12 4526010. Но для данной ситуации они не подходят – это сооружения железнодорожного транспорта, которые предназначены для постоянного использования. Они обеспечивают работу железных дорог.
Рассматриваемые пути к ним отношения не имеют. А для объектов, не указанных в амортизационных группах, компания вправе установить срок полезного использования в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ). Целесообразно воспользоваться данной нормой. Это позволит установить в налоговом учете такой же срок, как и в бухгалтерском.
Если же подкрановые пути служат меньше года, то амортизируемым имуществом их не признают. И списывают стоимость в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Документы
Какие бумаги потребуется оформить? Подтвердят затраты компании на устройство подкрановых путей следующие документы:
– акты или внутренние накладные на передачу материалов;
– табели и ведомости по начислению заработной платы работникам;
– акты приемки выполненных субподрядчиками работ;
– бухгалтерские справки-расчеты и т. д.
На их основании бухгалтер отразит понесенные расходы.
Для ввода подкрановых путей в эксплуатацию составляют акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения. Можно по унифицированной форме № КС-8 (утверждена постановлением Госкомстата от 11 ноября 1999 г. № 100). Демонтаж подкрановых путей следует оформить актом о разборке (демонтаже) временных сооружений. Для этого можно взять унифицированную форму № КС-9 (утверждена постановлением № 100)
Совет