Коммерческая тайна и конфиденциальная информация


Бухгалтерские Вести №15

Автор: София Саитова, руководитель группы юридических услуг Интеркомп Санкт-Петербург

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Понятие коммерческой тайны и конфиденциальной информации предусмотрено Федеральным законом от 29.07.04 №98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее Федеральный закон №98-ФЗ). Наряду с определением критериев конфиденциальной информации и коммерческой тайны, Федеральный закон №98-ФЗ регулирует также порядок установления режима коммерческой тайны и предусматривает ответственность в случае разглашения конфиденциальной информации или нарушения иных требований в отношении информации, составляющей коммерческую тайну.

Правовые основы  

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона №98-ФЗ под коммерческой тайной подразумевается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Конфиденциальная информация в свою очередь — это информация, составляющая коммерческую тайну, а именно: сведения любого характера (производственные (например, о структуре производства, производимой продукции и т. п.), технические (например, об используемых технологиях, оборудовании и т. п.), экономические (например, ценовая политика, система скидок, информация о расчетах с партнерами, контрагентами, клиентами и т. п.), организационные (например, стратегия развития компании, организация выпуска нового товара на рынок и т. д.) и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа.

В то же время в ст. 5 Федерального закона №98-ФЗ установлено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Этот перечень не является закрытым. Иными нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены и другие сведения.

Режим коммерческой тайны 

Важно отметить, что соответствие информации вышеперечисленным критериям еще не является достаточным основанием для признания ее конфиденциальной. Второе необходимое условие для этого — установление режима коммерческой тайны обладателем данной информации. Данный режим должен быть направлен на исключение доступа к конфиденциальной информации любых лиц без согласия ее обладателя, а также обеспечение возможности использования конфиденциальной информации работниками и контрагентами без нарушения режима коммерческой тайны.

Для установления режима коммерческой тайны руководитель организации, владеющей конфиденциальной информацией, должен организовать проведение следующих обязательных мероприятий:
  • издать приказ с указанием перечня информации, составляющей коммерческую тайну (рекомендуется указать не только определенные виды информации, но и перечислить признаки, позволяющие идентифицировать информацию), и ознакомить с ним работников организации;
  • утвердить локальный нормативный акт (напр., положение о коммерческой тайне), регламентирующий порядок обращения с данной информацией (условия хранения, копирования, передачи, уничтожения и т. п.), меры по контролю за соблюдением такого порядка, ответственность в случае его нарушения, и ознакомить с ним работников организации;
  • издать приказ с указанием перечня лиц, которым предоставляется допуск к сведениям, содержащим коммерческую тайну, и ознакомить с ним работников организации;
  • организовать ведение реестра лиц, допущенных к сведениям, содержащим коммерческую тайну;
  • предусмотреть в трудовых договорах с работниками и в гражданско-правовых договорах с контрагентами, которым предоставляется допуск к конфиденциальной информации, условия и порядок ее использования;
  • создать необходимые условия для соблюдения работниками установленного режима коммерческой тайны (предоставление сейфов, закрытых помещений для хранения информации, выделение отдельного рабочего кабинета и т. п.);
  • организовать нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Выполнение вышеуказанных условий позволяет считать режим коммерческой тайны установленным и предоставляет обладателю конфиденциальной информации право защищать свои интересы в случае их нарушения.

Так, если нарушение допущено со стороны контрагента, допуск к конфиденциальной информации которому был предоставлен на основании гражданско-правового договора, обладатель такой информации вправе требовать возмещения причиненных убытков в полном объеме (реальный ущерб и упущенная выгода).

Если нарушителем является работник организации — обладателя конфиденциальной информации, то виновное лицо обязано возместить причиненный реальный ущерб. И кроме того, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение), административной ответственности (штраф от 500 до 1000 руб.) или уголовной ответственности (штраф до 200 000 руб. или в размере дохода за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы).

Если неправомерные действия совершены должностным лицом государственного органа, получившего допуск к конфиденциальной информации, обладатель информации вправе требовать возмещения причиненных таким нарушением убытков в полном объеме (реальный ущерб и упущенная выгода), равно как настаивать на привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности по аналогии с ответственностью для работников организации.

Запрос государственных органов о предоставлении данных

Отдельно приведем несколько рекомендаций в случае, если организацией получен запрос государственных органов о предоставлении данных, содержащих коммерческую тайну.

Следует обратить внимание, что подобное требование должно быть мотивированным. В запросе должны быть указаны цель и правовые основания запроса, а также сроки предоставления информации.

На документах, предоставляемых в государственный орган, необходимо нанести гриф «Коммерческая тайна» с указанием данных организации — обладателя, что обяжет орган государственной власти обеспечить условия по защите полученной информации от доступа третьих лиц.

Если по мнению обладателя конфиденциальной информации запрос является необоснованным или недостаточно обоснованным, то государственный орган вправе потребовать предоставления информации в судебном порядке. Но прежде чем настаивать на отсутствии у органа государственной власти достаточных оснований для запроса данных, содержащих коммерческую тайну, нужно проанализировать имеющиеся аргументы, поскольку непредставление, несвоевременное представление или представление в неполном объеме или искаженном виде запрошенной информации может послужить основанием для привлечения обладателя конфиденциальной информации к административной ответственности: руководителя организации — в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 до 500 руб., организации — в виде предупреждения или штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.