Креативные сотрудники: найти или вырастить внутри компании?

«Кадровое дело» №7, июль 2014 

Комментирует Екатерина Овчинник, директор по персоналу Intercomp 

Проблема 1. Как оценить, креативен ли сотрудник? 
Проблема 2. Какими способами можно развить креативность? 
Проблема 3. Как инициировать обмен идеями в компании? 

OvchinnikE.jpg

ЕКАТЕРИНА ОВЧИННИК, директор по персоналу Intercomp
Каждый руководитель хочет видеть в компании сотрудников, которые полны неординарных идей и могут принимать нестандартные решения. Креативность работников становится основным внутренним преимуществом и эффективным инструментом для достижения целей. Как отмечают многие специалисты по персоналу, в заявках на подбор все чаще появляется такое требование, как наличие креативности. Но в ходе собеседования не всегда можно оценить это качество в полной мере. Да и понимание креативности различается у людей. Вот почему целесообразно оценивать и выявлять креативных людей в процессе работы. Кроме этого, можно помочь сотрудникам развить в себе это качество. Давайте разберем, как это можно сделать. 

Какой сотрудник является креативным 


В каждой компании будет свое понимание креативности. Поэтому однозначно перечислить все основные особенности, отличающие креативных сотрудников, невозможно. Однако есть то общее, что позволяет характеризовать таких людей. Прежде всего, это умение искать оптимальные и оригинальные пути решения задачи и гибко подходить к любой ситуации, отсутствие страха показаться смешным, желание неформально подходить к выполнению обязанностей, чтобы оптимизировать работу. 

Наталия РОДИОНОВА, менеджер по взаимодействию со СМИ компании Efes Rus (Москва): 
«В нашей компании самые креативные сотрудники работают в Департаменте маркетинга и Дирекции по корпоративным отношениям. Именно эти люди отвечают за разработку маркетинговой и коммуникационной стратегий и их реализацию, создают новые бренды, меняют упаковку продукта, организуют мероприятия, снимают ролики, выпускают журнал. Креативность является стандартным рабочим инструментом для этих категорий сотрудников. Чтобы поддерживать диалог с потребителем и оставаться в рамках закона и наших внутренних стандартов, креативные команды придумывают новые техники, используют нестандартные решения и никогда не стоят на месте. Креативить – это их задача, без этого невозможно комфортно чувствовать себя в профессии». 

Обратите внимание, на проявление креативности могут влиять различные факторы: рабочее окружение, опыт (знания и практические навыки), эмоциональное состояние. Кроме этого, не ждите, что новые сотрудники сразу начнут выдавать одну креативную идею за другой. Для проявления творческого подхода необходим адаптационный период, работникам нужно время, чтобы вникнуть в проблему и начать создавать идеи. 

Как оценить, креативен ли сотрудник 


Есть несколько методик для оценки креативности. Среди них выделяют тест ТОРРЕНСА (оценивает невербальную креативность). Он представляет собой картинки с набором элементов (линий), которые нужно дорисовать. С помощью этого теста оценивают такие показатели, как оригинальность и уникальность. Для оценки вербальной креативности можно использовать тест МЕДНИКА или его адаптированный вариант А. Н. ВОРОНИНА. Суть теста – к тройкам слов необходимо подобрать еще одно так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. 

Екатерина ОВЧИННИК, директор по персоналу компании Intercomp (Москва):  

Совет

Для того чтобы отличить креативного сотрудника от находчивого, задайте вопрос-ловушку: «Что вы предпримете, если руководство не одобрит выбранное решение?». У креативного сотрудника всегда помимо основного решения будет еще и запасной вариант.

«Креативного сотрудника отличает проактивное поведение и реакция на возникающие трудности. Он не останавливается перед ними, а ищет другие пути решения, иногда нестандартные, может их аргументировать и отстоять необходимость реализации. Среди способов оценки креативности выделяют формальные и неформальные. К формальным (или оцифрованным) можно отнести оценку степени вовлеченности или участия в новых проектах, ежегодную оценку, если туда включить фактор проактивности или креативности и всевозможные тесты, например, анкета БЕЛБИНА, которая позволяет выявить способности к генерации идей. К неформальным методам (или эмоционально-субъективным) относят наблюдение за сотрудником и фиксацию подхода к решению вопросов, обратную связь от коллег, руководства, клиентов и т. д. Что касается нашей компании, то для ведущих специалистов и для всего менеджерского состава оценка уровня креативности заложена в ежегодную оценку эффективности работы и является одним из факторов, влияющих на принятие решения о продвижении по службе, назначении на управленческую позицию». 


Основные параметры креативности


ПараметрОписание
БеглостьСпособность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени
ГибкостьСпособность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую
ОригинальностьСпособность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи
РазработанностьСпособность детально разрабатывать возникшие идеи

Если не хотите тратить время на тестирование, то можно воспользоваться простой методикой, условное название которой «Каким образом сделать это». Суть в том, что сотруднику дается срочное творческое задание. Ваша задача наблюдать, как он будет выполнять его. Прежде всего, оценивайте выбранный способ. Как работник все рассчитывает, учитывает ли нюансы, предусматривает ли «а что если», предложит ли запасные варианты.

Способы развития креативности

Есть различные способы развития креативности, многие из которых можно использовать как для сотрудников, так и для самообучения. Разумеется, ни один метод не способен научить работника придумывать гениальные идеи. Но главное их преимущество в том, что они устраняют препятствия, мешающие развитию креативного мышления. Давайте разберем некоторые из способов развития креативности более подробно.

Кинотренинги и театральные программы

Для того чтобы научить сотрудников мыслить креативно, необходимо максимально разбудить их воображение. В этом помогут кинотренинги и театральные программы. Суть кинотренинга в том, что сотрудникам предлагается выступить в роли актеров и разыграть сценки из повседневной практики. Задача участников – по-новому взглянуть на обычные рабочие ситуации и найти нестандартные пути решения проблем. Все происходящее записывается на видео. Затем все сотрудники просматривают мини-фильм и оценивают поведение действующих лиц, анализируют ситуацию и ищут оптимальные способы решения проблемы. Организовать театральные программы помогут event-агентства, у которых есть такая практика. Участники сначала проходят подготовительные мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, движению. Затем под руководством профессиональных режиссеров участники готовят театральную постановку и представляют ее аудитории. Темы могут быть различными, главное, чтобы сотрудники окунулись в творчество, вдохновились на решение задач.

Техники креативности

Любое обсуждение в офисе можно использовать для развития креативности, для этого необходимо в процессе генерирования идей применять техники креативности. Вот несколько из них:

– метод от противного. Сначала ставится вопрос: «Что нужно сделать, чтобы не получить требуемый результат. Затем все перечисленные способы преобразуются в зеркальном отражении;

– метод разных ролей. Сотрудники, участвующие в обсуждении, друг за другом выступают в разных ролях: мечтатель выдает идею, реалист рассказывает, как ее осуществить, а критик ищет ее слабые места. Это необходимо для того, чтобы увидеть задачу в разных ракурсах;

– метод метафор. В процессе поиска способов решения проблем необходимо представить их в другом качестве, то есть использовать метафоры. Например, задачу можно представать как самолет, каким бы он был, какие у него сильные стороны, что в нем можно изменить и т.д. 

Упражнения для развития креативности

Они очень легкие и простые. Большое количество таких упражнений можно найти в Интернете и составить из них небольшой тренинг или использовать по отдельности. Например, в отделе начинать рабочий день с одного из упражнений. И настроение поднимает, и способствует творческому мышлению. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогут перестроить мыслительную деятельность.


НазваниеКак выполнять
МячикГруппа сотрудников встает в круг, ведущий держит в руках мячик и начинает рассказывать какую-нибудь историю. Затем он кидает мяч наугад другому человеку, и тот должен придумать продолжение этой истории. И так по очереди
Расскажи о спичечном коробкеСотруднику предлагается пофантазировать и придумать историю жизни коробка - от лесоруба, который срубил дерево, до покупки спичечного коробка в супермаркете
Узнай характер по походкеПопросите сотрудника создать общее представление о человеке по его походке. Так же можно попросить изобразить походку:
- человека, который съел без остановки много пирожных;
- рыбака, который идет по тонкому льду;
- грибника, заблудившегося в лесу;
- девушки, которой натерли ноги туфли, и т.п.
СлучайностиДайте работнику толковый словарь и попросите наугад выбрать два случайных понятия. Пусть он просто ткнет пальцем в любые страницы. Ему нужно сопоставить их и попытаться найти между ними что-то общее. Затем необходимо придумать историю, в которую и поместить взаимосвязь между понятиями
10+10Попросите сотрудника выбрать любое существительное. Затем ему необходимо написать пять прилагательных, которые к этому слову подходят. Например, снег - белый, пушистый, холодный. После этого нужно написать пять прилагательных, которые совсем не подходят. Сделать это не так-то просто. Человеку нужно покопаться в различных сферах восприятия и найти нужные слова
Проведи апгрейдПопросите сотрудника найти пути усовершенствования обычных предметов, например, тостер, лейка, утюг и т.д.

Ольга ДЕМИДОВА, управляющий партнер RichartsMeyer |Recruitment Group (Москва):
«Несмотря на то что в работе рекрутера много однотипных ситуаций, почти каждый день мы сталкиваемся с нестандартными вопросами, решение которых требует креативного подхода. Умение “выйти за рамки” и предложить новую идею является одним из важных качеств, которое можно и нужно развивать. Например, это можно сделать с помощью упражнения “древо вариантов”. Если сотрудник зашел в тупик или имеет одно лишь неработающее стандартное решение по поводу какой-либо ситуации, то можно предложить ему подумать, в формате “а что если…”. И дальше следует придумать, додумать, нафантазировать множество вариантов, пусть даже сумасшедших. Как результат: сотрудник решает конкретную задачу, учится мыслить шире и смотреть на обычные типичные вещи под новым углом.

Также помогает развитию креативности работа в команде. Прежде чем начинать идентифицировать сотрудника, консультант должен продумать легенду, с ее помощью он будет “проходить” ресепшн.  Рекрутерам с креативным мышлением обычно не составляет труда придумать правдоподобную историю. А для тех, у кого возникают сложности с созданием легенды под конкретный проект, обычно помогает мозговой штурм».

Как инициировать обмен идеями

Есть несколько методик, которые можно использовать для генерирования идей. Предлагаем рассмотреть самые популярные их них.

Мозговой штурм

Предложил это метод Алекс ОСБОРН. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать. Важно, что идеи не критикуются, их анализ проводится позже. Можно использовать «немой» вариант мозгового штурма брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги или флип-чарте, другим цветом в каждую идею вносят предложения по ее видоизменению. Затем все предложения оценивает экспертная группа.

Ольга АКИМОВА, заместитель директора по персоналу по оперативной работе Группы компаний «КорпусГрупп» (Москва):
«Основной инструмент обмена идеями в нашей компании – мозговые штурмы. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь. Как правило, мозговой штурм хорошо работает в условиях ограниченного количества времени – что позволяет нам использовать его перед запуском каких-либо важных и сложных проектов, когда на подготовку не так много времени.

Мы также активно используем его в преддверии праздников, когда специалисты отдела маркетинга собирают идеи подарков, которые мы дарим нашим партнерам и заказчикам. Еще один инструмент обмена идеями – круглые столы, которые регулярно проводятся на региональных и московских семинарах. Здесь руководители филиалов обмениваются опытом и делятся своими идеями. Такие практики очень сильно заряжают на активную работу».

Шесть шляп

Метод придумал Эдвард де БОНО. Способ предполагает наличие шести шляп, которые надеваются мысленно, или карточек разного цвета (белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя), которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи. Например, когда сотрудник получает белую шляпу или карточку, его задача – анализировать только факты, в черной шляпе – во всем искать негатив, в желтой – искать позитивные стороны проблемы. Надев зеленую шляпу, человек генерирует новые идеи, в красной можно позволить себе проявить эмоции, в синей подводятся итоги обсуждения.

Ментальные карты

Метод предложил Тони БЬЮЗЕН. Суть его в том, что в центре листа изображается ключевое понятие, то есть визуальный образ задачи, которую нужно решить. Дальше от центрального понятия рисуются предложенные идеи. Каждая идея дробится еще на более мелкие. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

Создание сообществ по интересам

Кроме вышеперечисленных методик генерированию идей помогает создание специальных клубов, члены которых активно выдвигают различные инициативы. Например, в компании Pfizer Россия существует неформальное сообщество сотрудников Trade Marketing Club (собрание людей, интересующихся маркетингом и инновациями). Клуб создает условия для регулярного профессионального общения, обмена опытом, помогает отделу маркетинга компании проводить маркетинговые анализы, а также является площадкой для генерации идей для всех подразделений компании. Любой из членов клуба может выдвинуть любую идею. После этого она обсуждается на экспертном совете клуба и выносится на рассмотрение высшему руководству. Компания поощряет сотрудников к такой деятельности и награждает авторов лучших идей.

Материал подготовила Оксана ВИЛИНСКАЯ, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»