Онлайн виднее

Российская газета, 26.04.2016 
Юлия Воронина
Комментирует Валентин Островский, руководитель проектов Интеркомп 

Валентин Островский, руководитель проектов Интеркомп

За прошлый год общее число зарубежных поездок упало более чем на 30 процентов, причем снижение коснулось не только туроператоров, предлагающих комплексные туристические продукты, но и сервисов онлайн-бронирования, спрос на услуги которых просел на 15-20 процентов.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2015 году рынок онлайн-туризма России составил 315 миллиардов рублей. Однако несмотря на такое сокращение, рынок продолжает развиваться, и здесь едва ли не каждый месяц появляются новые игроки, как независимые, так и связанные с крупными компаниями. "Лидеры рынка чувствуют себя вполне уверенно и не спешат сдавать позиции, - отметил первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал. - Отвоевать у них трафик не так легко, поскольку разработка и совершенствование аналогичных платформ - мероприятие затратное и трудоемкое, конкуренция на рынке высока, а со снижением спроса стала только жестче".

Интернет-технологии позволяют туркомпаниям расширить спектр предлагаемых направлений и услуг за счет предложений партнерской сети. Кроме того, Интернет зачастую позволяет представить привлекательным образом информацию о турпродукте и охватить гораздо большую аудиторию. К тому же после череды банкротств турфирм в 2014-2015 годах многие поняли, что покупать авиабилеты и бронировать гостиницы в онлайн-сервисах еще и надежнее, чем в турагентствах. При покупке через онлайн-агентство, в отличие от офлайн, оплата и выписка билетов и броней происходят моментально. Сегодня онлайн-тревел сервисы предлагают полный спектр услуг, связанных с путешествиями: от покупки ж/д и авиабилетов и бронирования отелей до покупки экскурсий и страховок для поездок за рубеж.

"Сейчас полностью через онлайн-сервисы (вообще без посещения офисов) приобретается 20 процентов от всех готовых зарубежных туров, но вот в сегменте бронирования номеров отелей ситуация существенно лучше - свыше 60 процентов бронирования происходит через интернет-сервисы", - рассказал эксперт в области финансового аутсорсинга "Интеркомп" Валентин Островский.

А вот в сегменте внутреннего онлайн-туризма не все так позитивно. Российские туркомпании, специализирующиеся на отечественных туристических направлениях, не всегда могут предложить дистанционный способ продажи туров онлайн. Но ситуация и в этом направлении начала меняться. И это понятно, так как онлайн-торговля позволяет бизнесу сокращать операционные расходы.

Потенциал развития рынка онлайн-туризма в России многие эксперты оценивают в 50-60 процентов роста в год. Правда, возможно, оценки придется корректировать из-за общего спада в отрасли.

Как отметила представитель компании Ozone.ru Мария Назамутдинова, в прошлом году и годом ранее самыми популярными сервисами было онлайн-бронирование авиабилетов и гостиниц, а также оформление страховки. Но в этом году будут развиваться дополнительные услуги и в России, среди которых видеообзоры предстоящего отдыха, виртуальное посещение туристических мест, аренда автомобилей, экскурсии. Также сохранится тренд на покупки авиабилетов в кредит.

На сайтах бронирования туристам сегодня доступны предложения более 800 авиакомпаний, включая 70 лоукостеров, и 900 тысяч отелей, хостелов и апартаментов по всему миру - ни у одного офлайн-игрока нет такого набора. Чтобы упростить для клиентов процесс выбора, помимо стандартных данных о цене и, например, длительности перелета онлайн-сервисы снабжают варианты дополнительной полезной информацией.

"Например, в случае с авиабилетами указывается возраст самолета, расстояние между спинками кресел, доля рейсов с задержками и опозданиями, - рассказал генеральный директор OneTwoTrip Михаил Соколов. - А при выборе отелей демонстрируются официальные фотографии отельеров и реальные фото гостей из открытых аккаунтов соцсетей, умный рейтинг гостиниц на основе собственного алгоритма и отзывов пользователей.

В итоге пользователь принимает осознанное решение, основанное на объективной информации, а не на точке зрения сотрудника турфирмы".