Ошибки налоговиков, за которые платят предприниматели: как не допустить и что делать, если такое случилось

Деловой мир

Автор: Елена Рыбникова, руководитель отдела контроля качества услуг и методологии

Налоговая может допустить ошибку при расчете налогов и пени, не запросить у вас пояснения по выявленным нарушениям, решить «заодно» проверить документы за другой период или выписать отдельные штрафы за однотипные нарушения, выявленные в ходе одной проверки. Что делать в таких случаях? Рассказывает Елена Рыбникова, руководитель группы контроля качества услуг и методологии компании «Интеркомп»


Елена Рыбникова
руководитель отдела контроля качества услуг и методологии

1. Нарушение правил проверки 

В ходе проверки налоговая инспекция обязана получить пояснения у налогоплательщика по выявленным нарушениям. Такое право закреплено в пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ. В свою очередь, налоговые органы могут требовать предоставить документы для проверки, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ.

В ходе проверок налоговый инспектор может запросить пояснения у проверяемой организации, а может и не запросить. В большинстве случаев инспекторы не спрашивают пояснений, а просто выставляют протоколы о выявленных нарушениях организации.

Что делать? 

Если такое произошло, то вы можете в течение пяти рабочих дней (п. 2, п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ) выслать возражения на выставленный протокол, приложив к нему подтверждающую документацию.

Справочно: Согласно НК РФ, доказывать виновность налогоплательщика обязаны налоговые органы. Однако данное положение в реальном бизнесе часто отражается в прямо противоположную сторону. Налогоплательщику приходится доказывать свою невиновность перед налоговыми органами — а сделать это не всегда просто, нередко процесс доказательства вынуждает налогоплательщика обращаться в суд.

Налоговый кодекс РФ, ст. 108: «Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица».

2. Нарушение сроков

Вы нарушили сроки: если организация пропустила срок предоставления возражений, это не значит, что «все потеряно». Налогоплательщик может выслать возражения позже отведенного законодательством срока и отстоять свою правоту в части отсутствия нарушения, придется только заплатить штраф за несвоевременное предоставление ответа.

Важно: при предоставлении ИФНС какой-либо документации, организации необходимо получить и сохранить второй экземпляр переданной информации с отметкой о дате получения этой информации налоговой.

Инспектор нарушил сроки: к нарушению сроков можно отнести приезд налогового инспектора на проверку ранее срока, указанного в приказе на проведение такой проверки, а также приезд инспектора вообще без соответствующего приказа. Выездная проверка невозможна без соответствующего приказа (решения) руководителя налоговой инспекции, которое предварительно доводится до сведения налогоплательщика (ст. 89 НК РФ).

Особенно актуальна данная ситуация, когда у организации не было возможности подготовиться к приезду инспектора.

Что делать? 

Налогоплательщик имеет право не допустить инспектора в свое помещение и ничего ему не предоставлять до даты начала проверки, указанной в Приказе.

3. Расширение границ проверки

К нарушениям со стороны налоговика можно отнести самостоятельное решение расширить границы проверки. Если инспектор пришел проверять, например, второй квартал 2017 года (срок проверки указан в приказе руководителя инспекции), а параллельно решил проверить и 3 квартал, то такое решение противозаконно, налогоплательщик вправе отказать в предоставлении информации за пределами границ проверки.

То же самое касается и видов налогов — пришел инспектор проверять НДС, налог на прибыль «заодно» проверить не имеет права.

Что делать? 

При нарушении прав организации сотрудниками налоговых органов необходимо отстаивать свои права, писать официальные письма с жалобами на работу инспекторов.

4. Штраф за не предоставленный ответ (не уплаченный налог)

Распространены случаи, когда на запрос ИФНС налогоплательщик предоставил своевременный ответ, но все равно получил протокол с начисленными штрафными санкциями за отсутствие ответа.

Что делать? Необходимо направить в налоговую письмо-возражение с приложением копии второго экземпляра переданной информации и с отметкой о дате получения налоговой. Если переписки с налоговой недостаточно, необходимо приехать в ИФНС с оригиналом своего второго экземпляра и на месте с инспектором разыскать высланное организацией письмо.

Такая же ситуация имеет место быть и с уведомлением о приеме документации, поступившей от ИФНС (это касается электронного документооборота через систему обмена информацией, например, СБИС, Контур и т.д.)

Организация обязана отправить в налоговую «уведомление о принятии входящего документа» и сохранить протокол с кодом передачи информации и даты отправки.

Если по уважительным обстоятельствам, организация не смогла предоставить своевременно уведомление о приеме документации от налоговой или предоставить ответ на запрос ИФНС, налогоплательщик может позже, при предоставлении ответа, приложить письмо с пояснениями причины задержки и подтверждающие документы.

Пример: главный бухгалтер в длительной командировке на открытии филиала, а его заместитель попал в больницу. Доступа к системе электронного документооборота с ИФНС ни у кого в организации больше нет, поэтому пропустили срок. Описание такой или подобной ситуации с приложением приказа на командировку и копии больничного листа поможет избежать штрафа в 5 тысяч рублей за несвоевременно предоставленный ответ на требование налоговой.

5. Штрафные санкции за каждый документ

Согласно положению ст. 4.4. КоАП, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Но в рамках одной проверки за один период времени при выявлении группы однородных нарушений ИФНС не имеет право выставлять штраф за каждое такое нарушение. В данном случае нарушение считается единым и штрафные санкции выставляются однократно.

Пример: МБУ «Чернышковская Центральная районная больница» была оштрафована на сумму 160 тысяч рублей (4 штрафа по 40 тысяч рублей). В ходе проверки выявлено четыре факта нецелевого использования бюджетных субсидий ФФОМС: покупка двух тонометров, медпрепаратов (две закупки). Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по делу № А12-26595/2012 установлено, что прокуратурой была проведена одна проверка учреждения на предмет соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой выявлен факт нецелевого использования субсидий. Учреждение свою вину не отрицало.

Суд постановил: прокуратурой фактически выявлено одно правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов. В рамках одной проверки в один временной период выявлены несколько однородных нарушений одних и тех же правил, подпадающих под квалификацию одной статьи КоАП РФ. КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания в таком случае отдельно за каждый выявленный факт нарушения.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у административного органа не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных фактов как самостоятельный состав административного правонарушения.

Итого: учреждение заплатило штраф в размере 40 тысяч рублей за одно нарушение.

6. Математика

Нередко программное обеспечение ИФНС ошибается при подсчете налогов и пени не в пользу налогоплательщика.

Так, без предоставления пояснений, ФНС может посчитать неверным исчисление НДС: инспектор посчитал НДС кассовым методом, а организация учитывала НДС методом начисления.

Бывают случаи, когда срабатывает человеческий фактор, инспектор ошибается при вводе данных в программное обеспечение на одну цифру, в результате чего уплаченный налог «зависает» на невыясненных платежах и организации приходят протоколы о начислении штрафных санкций.

Что делать? 

В данном случае достаточно направить в инспекцию письмо с приложением копий подтверждающих документов о своевременном и полном исполнении обязанностей налогоплательщика, и штрафные санкции будут аннулированы.

7. Проверка без проверяемого

В ближайшем будущем налоговые органы смогут присылать постановления о выявленных нарушениях без участия самого налогоплательщика, то есть «за его спиной». Дело в том, что с 01.01.2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2018 N 231-ФЗ, который вносит дополнения в НК РФ — новую статью 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».

У налоговой появляется право проверить компанию не только по данным налоговой и бухгалтерской отчетности, но и по выгрузкам из его базы данных учета, а также по сканам первичной документации. ФНС РФ может требовать у аудиторов документы, которые служат для их клиентов основанием для исчисления и уплаты налога (сбора, страховых взносов). Таким образом, налоговая инспекция сможет получить доступ практически ко всем документам, ранее защищенным понятием «аудиторская тайна» федерального закона N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». При этом аудиторская компания далеко не всегда сможет проинформировать клиента о требовании налоговой предоставить информацию. В своем запросе ФНС может запретить аудитору информировать компанию-клиента.

В случае допущенных ошибок со стороны ФНС при проведении заочной проверки, с большой долей вероятности невиновность придется доказывать самостоятельно.

Что делать? 

В 2019 году рекомендую более тщательно готовиться к аудиторским проверкам. Лучше быть уверенным до проверки, что пробелов в ведении бухгалтерского и налогового учета нет. Например, целесообразно будет провести экспресс-диагностику корректности ведения учета в рамках подготовки к ежегодному внешнему аудиту.

8. Из налоговой в налоговую

До марта 2018 года при смене инспекции налогоплательщик был обязан произвести сверку расчетов по налогам с покидаемой и принимаемой инспекциями, чтобы данные при переводе не потерялись и не приумножились.

13.02.2018 года ФНС внесла изменения в регламент работы с налогоплательщиками (приказ № ММВ-7-17/93@), согласно которым сверка при переходе налогоплательщика из одной инспекции в другую больше не требуется.

С одной стороны, при смене налоговой организация обязана совершить меньшее количество действий, и переход будет осуществляться гораздо быстрее.

С другой стороны, организации важно помнить опыт перевода информации из одной базы данных в другую (как было со страховыми взносами) и самостоятельно получить акты сверок по налоговым и неналоговым начислениям у обоих инспекций, а также провести самостоятельную сверку данных во избежание искажений информации.