Прием на работу в будущем: чего ждать юристам, бухгалтерам, кадровикам?

Гарант.ру

Автор: Оксана Олексюк, руководитель направления по развитию бизнеса

Редакция Гарант.ру подняла интересную тему, которая волнует сегодня многих специалистов, включая меня. Да что уж специалистов — вопрос последствий цифровизации обсуждается на государственном уровне, международных форумах, весь мир говорит о том, что нас скоро заменят роботы.


O_Oleksyuk.jpg
Оксана Олексюк
Руководитель направления  
по развитию бизнеса

Буквально 2 дня назад Всемирный экономический форум представил доклад The Future of Jobs 2018. В нем сказано, что в недалеком будущем технологии станут причиной исчезновения 75 миллионов рабочих мест, но в тоже время создадут 133 млн новых рабочих мест. Не сложно сделать вывод, что общее число рабочих мест увеличится на 58 млн. Но что это будут за рабочие места? Как специалистам подготовиться к «нашествию машин» и стоит ли? Что можно сделать уже сейчас? Очень душевно побеседовали с редакцией Гаранта на «живую» тему.

Гарант: Какие навыки и технологии уже сегодня стоит осваивать, к примеру, бухгалтерам, юристам и кадровикам, чтобы не стать «жертвами» цифровизации и не остаться без работы, когда при помощи технологий будут решаться рутинные, простые задачи? В каком направлении ждать повышения требований к ним в перспективе: им стоит сосредоточиться на изучении технологий, смежных направлений, пытаться охватить «все и сразу» или лучше реализовать себя как узкого специалиста?

Оксана Олексюк: На мой взгляд, любому специалисту в настоящее время необходимо иметь навыки работы с профильными программными продуктами. Многие крупные российские и западные компании активно используют ИТ-технологии для обеспечения эффективного взаимодействия со своими работниками, учёта кадровых операций, развития и оценки.

Например, применяют корпоративные сервисы самообслуживания сотрудников (ESS) по кадровым вопросам для решения рутинных задач. ESS позволяют сотрудникам направить запрос на то или иное действие (предоставление отпуска, справки с места работы и т.д.), их руководителям возможность согласования запроса работника, а HR-специалистам — контроля над запросом и согласованием кадровых операций и быстрого предоставления ответов на запросы работников. Всё общение происходит в электронной форме и режиме онлайн, что позволяет значительно сократить время на коммуникации. Такие сервисы могут быть реализованы как на базе портальных технологий, так и на базе HRM-систем.

Кроме того, HRM-системы широко используются современными работодателями для сопровождения полного жизненного цикла работника в компании, включая адаптацию, развитие, оценку. Кадровому специалисту, желающему быть востребованным на рынке труда, стоит освоить наиболее распространенные сервисы и системы и, безусловно, поддерживать в актуальном состоянии свои знания в профессиональной области.

Если говорить о бухгалтерах, то эти специалисты также активно используют ИТ-технологии в своей работе. Минимум — это расчётная система, клиент-банк, программное обеспечение для сдачи отчётности через электронные каналы связи, тикетные системы.

Юристы не обходятся в повседневной работе без информационно-справочных систем, например, Гарант. Навыки поиска документов, статей и материалов необходимы им для анализа судебной практики, поиска и работы с актуальными нормативными актами. Современному специалисту просто необходимо иметь навыки работы с информационными системами.

Гарант: Ожидаете ли вы, что весь документооборот, связанный с трудоустройством, скоро перейдет в цифровую форму? Или это лишь ожидания, а в действительности документы еще долго будут дублироваться на бумаге?

Оксана Олексюк: Проекты по переводу кадрового документооборота в электронный формат уже достаточно давно обсуждаются на разных уровнях государством и бизнесом. Профессиональное сообщество давно ожидает перехода на электронные трудовые книжки. В 2017 году для реализации стратегии развития информационного общества Правительством РФ принята программа «Цифровая экономика РФ». В рамках этой программы созданы и функционируют профильные рабочие группы, прорабатывающие законодательную и практическую основы для перевода кадрового документооборота в цифровую форму. В настоящий момент Роструд совместно с рядом крупных компаний проводит пилотный проект для оценки возможности внедрения электронного документооборота. В октябре 2018 года по результатам пилотного проекта будет выделен ряд приоритетных направлений для цифровизации кадрового блока. Уже сейчас несколько крупных территориально распределённых компаний используют системы электронного документооборота для упрощения процессов согласования кадровых документов, автоматического оформления электронных документов. При этом документооборот в большинстве случае всё же дублируется на бумажных носителях, как этого требует действующее законодательство.

Кроме того, Роструд также переводит взаимодействие с Инспекцией труда в электронный формат. Уже сейчас по размещённым на сайте федеральной службы чек-листам каждый работодатель может пройти самостоятельную проверку состояния своего кадрового документооборота. В планах введение электронных самопроверок и поощрения работодателей за прохождение самопроверок. Такой подход позволит ведомству сэкономить ресурсы на проведении рутинных проверок и сфокусировать своё внимание на точечных проверках, инициированных в связи с нарушениями трудового законодательства.

Представляется, что с принятием правительственной программы, государство всерьез возьмётся за перевод кадрового документооборота в электронный формат, и в ближайшем будущем мы сможем отказаться от оформления многих документов на бумажных носителях.