Интервью с Сергеем Бучиным, генеральным директором Intercomp Global Services Россия и СНГ

12.06.2011. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Сергей Бучин
Генеральный директор Intercomp Global Services

- Как Вы оцениваете результаты рейтинга компаний в области аутсорсинга учетных функций по итогам 2010 года?

Мы очень положительно относимся к идее проведения рейтингов в сфере аутсорсинга учетных функций. Специалисты «Эксперт РА» уже второй год подряд проводят исследование этой отрасли, и это хороший знак. Мы уже можем говорить о некой регулярной основе рейтинга. До настоящего времени российский рынок аутсорсинга учетных функций развивался достаточно хаотично. Дальнейшее развитие отрасли невозможно без таких исследований, которые дают объективную картину рынка. Результаты рейтинга, безусловно, повысят доверие к аутсорсингу бизнес-процессов как модели ведения бизнеса среди российских компаний и помогут заказчикам определиться в выборе надежных провайдеров.

- Исследование показало, что объемы российского рынка аутсорсинга функций учета продолжают расти, но уже более медленными темпами: 13% за 2010 год, против 20% в 2009-м году. С чем по Вашему мнению связано замедление?

Снижение темпов роста объема рынка в 2010 году мы объясняем отголосками экономического кризиса. Рынок в общей массе немного отстает. Так, в течение кризисных 2008 и 2009 мы отмечали рекордное увеличение продаж услуг нашей компании. В 2010 году кризис все-таки повлиял и на нашу отрасль. Это объясняется тем, что от момента первого контакта до заключения контракта проходит время - от 1 месяца до года, если речь идет о крупных компаниях. Снижение численности персонала и сокращение количества операций в компаниях клиентах в кризис и посткризисный год также привело к определенному сокращению объемов работ аутсорсеров и, как следствие, к снижению счетов за услуги. Сейчас эта ситуация исправляется.

- На Ваш взгляд, каковы перспективы развития рынка в ближайшее время?

Мы настроены довольно оптимистично и ожидаем значительный рост, наш прогноз – увеличение на 30%. Основными локомотивами роста должны стать российские компании, число которых среди клиентов аутсорсеров на данный момент пока не очень велико. Наиболее перспективными направлениями в рамках аутсорсинга финансовых бизнес процессов видятся: комплексные решения по обеспечению процессов расчета заработной платы и кадрового администрирования, различные SaaS решения, а также высокотехнологические аутсорсинг решения для ведения отдельных участков бухгалтерского учета. Помешать предполагаемому росту может только «новая волна» экономического кризиса, которую предполагают ряд аналитиков.

- Как Вы считаете, каким компаниям подходит аутсорсинг учетных функций?

На наш взгляд, аутсорсинг подходит любой компании, в которой есть потребность в обработке данных и ведении бухгалтерского учета, то есть не только коммерческим организациям, но и госучреждениям, и некоммерческим предприятиям. Если посмотреть на западную практику, то порядка 70% компаний в Евросоюзе и 80% компаний в США пользуются услугами аутсорсинга. У наших компаний такие показатели значительно ниже. Для международных компаний бухгалтерский аутсорсинг является привычной практикой, преимущества которой очевидны, а модель - понятна. Российский рынок аутсорсинга бизнес-процессов достаточно молод – он начал формироваться только в начале 90-х годов и изначально был предназначен преимущественно для работающих здесь западных компаний. С российскими компаниями сложнее, поскольку с их стороны существует некоторое недоверие к аутсорсингу и недостаточное понимание тех преимуществ, которые он может обеспечить. Именно поэтому задачей аутсорсинг провайдера при работе с российскими компаниями является показать, как аутсорсинг способен решить задачи по сокращению издержек, оптимизации процессов и высвобождению ресурсов.

- Каким образом, по Вашему мнению, в среднесрочной перспективе можно сформировать у клиента это понимание?

Понимание можно сформировать только в процессе постоянного общения. Мы, как и другие участники рынка, много выступаем на различных конференциях и семинарах, вместе с нашими клиентами на реальных примерах показываем другим компаниям, как аутсорсинг работает на практике, какие результаты могут быть достигнуты. С каждым годом в нашей стране все больше проводится специализированных мероприятий, посвященных аутсорсингу. Это хорошая тенденция. Также на формирование понимания модели аутсорсинга положительно влияют различные публикации в прессе и в on-line источниках.

- Расскажите, пожалуйста, в чем заключается рецепт успешного сотрудничества с аутсорсинг провайдером?

Мы всегда рассказываем нашим клиентам и потенциальным заказчикам о том, что аутсорсинг не сводится к схеме «отдал и забыл», а подразумевает долгосрочные партнерские отношения, построенные на взаимном уважении и доверии. Во-первых, нужно очень внимательно и ответственно отнестись к выбору потенциального провайдера. Обратить внимание на многие факторы – опыт работы провайдера, репутацию, клиентскую базу, страхование рисков, стоимость услуг, корпоративную культуру, филиальную сеть, а теперь еще и позицию в рейтинге. Во-вторых, очень важен период трансформации. Поэтому на этапе внедрения необходимо сформировать с обеих сторон проектную команду и осуществлять несколько уровней контроля, взаимодействовать одновременно на нескольких уровнях. В-третьих, затем у компании-заказчика должен быть один определенный человек, которые отвечает за коммуникацию и взаимодействие с аутсорсинговой компанией. Если это будет сделано, то аутсорсинг быстро принесет ожидаемые результаты.

Источник:
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»