Эффективные инструменты аутсорсинга для кадровой сферы

20.06.2012. Журнал ФБ Кадры Казахстан , № 7–8 (98–99) июль–август 2012

Редакция журнала ФБ–КАДРЫ Казахстан в мае текущего года была приглашена на бизнес-встречу «Эффективные инструменты аутсорсинга для кадровой сферы», которая состоялась в г. Алматы. Организатором выступила ассоциация канадского бизнеса CERBA в сотрудничестве с компаниями Intercomp Global Services, Antal Kazakhstan и Colibri Law.

Впервые в Алматы эксперты отрасли аутсорсинга и потенциальные потребители услуг встретились вместе, чтобы обсудить текущие тенденции бизнес-процессов на рынке аутсорсинга, актуальные решения для HR-сферы, правовые основы использования аутсорсинга, а также обменяться практическим опытом по решению кадровых вопросов с использованием инструментов аутсорсинга.

Встречу открыл Павел Ковель, директор по развитию аутсорсинговой компании Intercomp Global Services, с презентацией «Аутсорсинг бизнес-процессов: тенденции и развитие на рынке СНГ».

В своем выступлении Павел отметил, что, согласно последним исследованиям, глобальный рынок аутсорсинга (из них 47% – ИТ, 29% – аутсорсинг бизнес-процессов, 19% – административный аутсорсинг, 5% – другие виды) достиг уровня 142 млрд долларов в 2011 году, т. е. порядка 83% американских и канадских предприятий, а также 74% европейских предприятий пользуются теми или иными аутсорсинговыми услугами.

У ближайшего соседа Республики Казахстан – России – объем рынка аутсорсинга в 2011 году достиг 1 млрд долларов, и ежегодно российский рынок растет на 15–20%. Рынок аутсорсинга Казахстана на данный момент пока не был детально изучен, мы не можем поделиться какими-либо цифрами относительно объема рынка. Но, как компания-провайдер, работающая в этом сегменте уже более 5 лет в Казахстане, мы можем отметить, что интерес к аутсорсингу среди международных и локальных компаний есть и растет с каждым годом. Наиболее популярными услугами среди казахстанских компаний являются услуги по расчету заработной платы, ведению бухгалтерского учета и кадровые услуги. Также Павел обратил внимание участников на то, что рынок клиентов с каждым годом становится более требовательным и выигрывают те провайдеры, которые смогли предложить максимально удобные и эффективные аутсорсинговые решения своим клиентам.

Особый интерес у собравшихся вызвало выступление Натальи Куркчи, генерального директора рекрутинговой компании Antal Kazakhstan, которая рассказала, как и для чего компании используют решения аутстаффинга. Наталья поделилась опытом своей компании и опытом компаний-клиентов, как максимально эффективно использовать инструмент аутстаффинга для решения задач бизнеса, об опасениях сотрудников, которые выведены за штат. Услуга аутстаффинга в Казахстане развивается быстрыми темпами и приобретает большую популярность. Согласно исследованию, проведенному компанией Antal Kazakhstan, около 40% опрошенных кандидатов получали предложение работать по схеме аутстаффинга, и около 80% из них сочли этот опыт успешным.

Компании, использующие услугу аутстаффинга, снимают с себя многие проблемы, связанные с наймом и увольнением сотрудников, ведением кадровой документации, соблюдением тонкостей трудового законодательства, расчетом заработных плат и пр. Тем самым компания получает возможность сфокусироваться на своей основной деятельности, передав все кадровые вопросы профессионалам.

Использование аутстаффинга наиболее обоснованно для компаний, которые по тем или иным причинам не могут/не хотят открывать представительство в Казахстане либо не могут больше набирать персонал в связи с различными ограничениями его численности.

Несмотря на некоторые неясности в законодательстве относительно аутстаффинга, совершенно очевидно, что этот вид сервиса будет развиваться и достигнет серьезных объемов в Казахстане в ближайшие годы.

Партнеры юридической компании Colibri Law Сания Перзадаева и Артем Тимошенко представили правовой анализ отношениям, возникающим между компанией и провайдером при аутсорсинговых отношениях.

В презентации был дан анализ правоотношений, возникающих при аутсорсинге и аутстаффинге, с правовой точки зрения. В частности, были рассмотрены такие моменты, как правовая природа и правовое регулирование данных отношений, права, обязанности и риски для компаний провайдеров и их клиентов, вытекающие из гражданско-правовых договоров, заключаемых в случае применения аутсорсинга и аутстаффинга. В заключение Артем Тимошенко рассказало прецедентах из своего адвокатского опыта и судебной практике, складывающейся в ходе рассмотрения судебных споров по таким видам правоотношений.

Выводы, с которыми согласились все эксперты

Аутсорсинг и аутстаффинг – современные эффективные инструменты по организации оптимальной кадровой структуры предприятия. Активно используются во всем мире. В Казахстане они используются не так давно – менее 10 лет (для сравнения: в России – почти 20 лет).

Да, законодательством РК не закреплено понятие «аутстаффинг» и даже есть прецеденты, когда сотрудник подавал заявление в суд на компанию, предоставляющую аутстаффинг, чтобы его признали работником компании, которая пользуется аутстаффингом.

Однако аутсорсинг в целом и аутстаффинг в частности – это передовой мировой опыт, и надеемся, что наши законодательные органы примут поправки в нормативные правовые акты, для того чтобы идти в ногу со временем и современными тенденциями на рынке.

Источник:
Журнал ФБ Кадры Казахстан, № 7–8 (98–99) июль–август 2012