Учет выбытия основных средств

18.10.2012. Бухгалтерские Вести, #40.

Выбытие основных средств может происходить по различным причинам, будь то полный износ, списание не по окончании полезного использования, продажа, безвозмездная передача, хищение, выбытие по договору мены или даже по причине стихийного бедствия.

Приказом руководителя создается комиссия для определения целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии объекта (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.03). В ее состав входят соответствующие должностные лица, главный бухгалтер (бухгалтер) и материально ответственные лица.

Комиссия осматривает основное средство, устанавливает целесообразность его дальнейшего использования, выявляет период, в течение которого объект не используется для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо для управленческих нужд организации. Если объект по каким-либо причинам вышел из строя, определяются возможность и эффективность его восстановления. Если объект выбывает из состава основных средств по вине работников организации, комиссия выявляет таких лиц и вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством.

Документальное оформление

При продаже/передаче основных средств используются документы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 №7: ОС-1 «Акт приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» (при продаже/передаче ОС), ОС-1а «Акта о приеме-передаче здания, сооружения» (при продаже/передаче объекта недвижимого имущества), ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)». Последний документ может использоваться при продаже/передаче группы объектов одной стоимости, одной марки. Эти документы оформляются комиссией, обычно постоянно действующей.

На основании акта производится запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту о приеме-передаче основных средств. Инвентарный номер выбывшего объекта не рекомендуется присваивать новому объекту основных средств в течение пяти лет по окончании года выбытия.

Для документального оформления ликвидации основных средств применяются: форма ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», форма ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств», форма ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)». Решение о таком выбытии по конкретному акту также принимается комиссией. В акте, который составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, указываются данные, характеризующие основное средство:

  • дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
  • год изготовления или постройки;
  • время ввода в эксплуатацию;
  • срок полезного использования, установленный при принятии объекта к учету;
  • первоначальная стоимость. Если основное средство проходило переоценку, то в показателях граф «Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость» указывается восстановительная стоимость по итогам последней переоценки. Если основное средство не переоценивалось, то указывается его первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету);
  • сумма начисленной амортизации;
  • данные о проведенных переоценках;
  • данные о ремонтах;
  • причины выбытия и обоснование этих причин;
  • состояние основных частей, деталей, узлов и конструктивных элементов.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Если организация списывает автотранспортные средства, не пригодные к эксплуатации, в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД МВД России.

Для отражения затрат при списании основных средств либо для отражения полезных материалов, которые могут потом использоваться организацией, заполняются следующие пункты актов:

  • в разд. 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» формы №ОС-4;
  • в разд. 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» формы №ОС-4а.

В форме №ОС-4б данные о полученных материальных ценностях отражаются в разд. 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств».

Акт на списание утверждается руководителем организации. Оформленный в надлежащем порядке и подписанный акт передается в бухгалтерию. На его основании делается отметка о выбытии основного средства в инвентарной карточке или книге (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Также на основании акта производятся бухгалтерские проводки.

Бухгалтерские проводки

Прежде всего, стоит помнить, что любое выбытие основных средств происходит по их остаточной стоимости. Для ее расчета в бухгалтерском учете согласно Плану счетов используется отдельный субсчет к счету 01 «Выбытие основных средств». Поэтому в бухгалтерском учете всегда необходимо сначала учесть сумму начисленной к моменту списания амортизации. Для этого делаются следующие проводки:

Дт01, субсчет «Выбытие ОС» – Кт01 — первоначальная стоимость основного средства;

Дт02 – Кт01, субсчет «Выбытие ОС» — списание сумм начисленной амортизации.

Сальдо по данному субсчету и будет равно остаточной стоимости конкретного основного средства. Затем она относится на счет прочих расходов: Дт91/2 – Кт01, субсчет «Выбытие ОС».

Все расходы, связанные с выбытием основных средств, также отражаются по дебету 91/2. Работы могут проводиться силами сторонней организации или хозяйственным способом. Когда разборка объекта основных средств производится ремонтным цехом предприятия, затраты этого цеха учитываются на счете 23 с последующим списанием на прочие расходы: Дт91/2 – Кт23.

Если указанные работы осуществляются сторонней организацией, то расходы списываются со счета 60. Если исполнитель работает на общей системе налогообложения и предоставляет счет-фактуру на свои услуги, то кроме этого предприятие имеет право сразу принять НДС к вычету: Дт91/2 – Кт60, Дт19 – Кт60.

Оприходование всех полезных материалов при ликвидации оформляется получением дохода проводкой: Дт10 – Кт91/1.

Оприходование таких материалов происходит по рыночной стоимости. Если основное средство списывается для продажи, то не стоит забывать и про НДС. Стоимость его реализации отражается следующими проводками: Дт62 – Кт91/1, Дт91/3 – Кт68/2.

При выбытии основного средства по вине сотрудника, при доказательстве его вины, выбытие может оформляться с частичным погашением стоимости выбывшего основного средства за счет данного сотрудника. Тогда остаточная стоимость основного средства сначала списывается на счет 94 и, при доказательстве вины, частично на 73 в пределах установленной суммы, а свыше ее — на 91/2: Дт94 – К01, субсчет «Выбытие ОС», Дт73 – Кт94, Дт91/2 – Кт94.

Таким образом, на счете «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основного средства — прибыль или убыток.

Например, организация продает основное средство по цене 118 000 руб. Для его демонтажа она привлекает стороннюю организацию, услуги которой обошлись в 11 800 руб., в т. ч. НДС. Первоначальная стоимость основного средства – 100 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 20 000 руб. На основании акта ОС-1, переданного в бухгалтерию и утвержденного комиссией, бухгалтерия сделает следующие проводки:

Дт01, субсчет «Выбытие ОС» – Кт01 — 100 000 руб. Списана первоначальная стоимость ОС;

Дт02 – Кт01, субсчет «Выбытие ОС» — 20 000 руб. Списана начисленная амортизация ОС;

Дт91/2 – Кт01, субсчет «Выбытие ОС» — 80 000 руб. Учтена остаточная стоимость ОС.

На основании акта выполненных работ и счета-фактуры от организации, выполнявшей работы по демонтажу:

Дт91/2 – Кт60 — 10 000 руб. Учтены расходы по демонтажу;

Дт19 – Кт60 — 1800 руб. Отнесен к вычету НДС;

Дт68 – Кт19 — 1800 руб. Принят к вычету НДС.

На основании товарной накладной и счета-фактуры выданного:

Дт62 – Кт91/1 — 118 000 руб. Отражен доход от реализации основных средств;

Дт91/3 – Кт68 — 18 000. Начислен НДС с реализации ОС.

Таким образом, от продажи основного средства организация получила прибыль в размере 10 000 руб. Стоит отметить, что у проверяющих органов и Минфина существует позиция, что при выбытии ОС необходимо восстановить сумму НДС, ранее принятого к вычету на основании остаточной стоимости (Письма Минфина РФ от 29.01.09 №03-07-11/22, от 07.02.08 №03-03-06/1/86, от 07.12.07 №03-07-11/617, от 22.11.07 №03-07-11/579). В подтверждение Минфин руководствуется тем, что не полностью самортизированное основное средство больше не участвует в деятельности, облагаемой НДС. Однако суды чаще принимают сторону налогоплательщика, так как в Налоговом кодексе РФ нет статьи, указывающей на необходимость восстановления такого НДС.

В статье использованы документы:

  • Приказ Минфина РФ от 13.10.03 №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». В ред. от 24.12.10.
  • Постановление Госкомстата РФ от 21.01.03 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Источник:
Бухгалтерские вести, #40