Способы сохранения права на применение УСН

Компании, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и балансирующие на грани установленных для этого режима ограничений, попадают под особый контроль налоговых органов.

Магомед Мисиков
Магомед Мисиков,
бухгалтер Intercomp

В соответствие с нормативным регулированием общегосударственного уровня, в частности п. 2 ст.18 НК РФ, упрощенная система налогообложения – один из нескольких специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. Данный режим нацелен на упрощение расчетов и уплаты налогов предпринимательской деятельности и ориентирован на малый бизнес.

Не смотря на то, что упрощенную систему налогообложения можно применять в добровольном порядке, как сказано в п. 1 ст.346.11 НК РФ, существуют некоторые ограничения, установленные законом.

Так, согласно п. 3 ст.346 НК РФ банки, предприятия, имеющие филиалы или представительства, страховые организации, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды, ломбарды, профессиональные члены рынка ценных бумаг не имеют права использовать режим упрощенной системы налогообложения. Остальные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, количество работников в которых не превышает 100 человек, остаточная стоимость имущества, числящегося на балансе, – не более 100 млн рублей и доля сторонних компаний, в уставе которых составляет менее 25%, уведомив не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году перехода на упрощенную систему, налоговые органы по месту нахождения, имеют право на применение данного режима при условии того, что по итогам отчетного налогового периода доходы, формируемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ не превысили 60 млн рублей.

 

Посредническая сделка вместо договора купли-продажи

Как показывает практика, чаще всего организации сталкиваются именно с проблемой превышения выручки. При приближении ее к граничному значению организации в целях сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения вынуждены прибегать к различного рода ухищрениям, не противоречащим, однако, нормативно-правовому законодательству РФ.

Одним из способов сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения среди отечественных организаций, когда заведомо ясно, что оборот фирмы превысит лимит, является метод, при котором предприятия учитывают в качестве доходов лишь суммы торговой наценки, заключая посреднические сделки вместо договоров купли-продажи. Однако такой вариант применим с точки зрения законодательства лишь в том случае, когда фирма налогоплательщик реально уполномочена выполнять функции посредника. Для этого каждая подобная сделка должна быть оформлена документально надлежащим образом. С другой стороны, как показывает практика, довольно проблематично убедить поставщиков на использование подобной агентской схемы, так как им не выгодно дожидаться права на признание выручки до тех пор, пока агент не реализует приобретенный товар.

 

Договор займа

Другой часто применяемый способ сохранения права на использование упрощенной системы налогообложения заключается в том, что серии платежей, влекущие превышение лимита доходов за отчетный период, «переквалифицируются» с оплат по обязательствам (поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг) на перечисление денежных средств по договору займа. Таким образом, заемные денежные средства не признаются доходом согласно п. 1 ст.251 НК РФ и, соответственно, не приводят к превышению лимита, установленного законодательством.

Стоит отметить, что отрицательной стороной такого способа занижения доходной базы состоит в согласии контрагента на заключение договора займа несмотря на то, что подобные договоры зачастую являются процентными и предполагают возможность для заемщика погасить долг не только денежными средствами, но и имеющимися у него услугами или товарами.

Также фирмы, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, балансирующие на грани установленных для этого режима ограничений, попадают под особый контроль налоговых органов. Для того чтобы не возникло спорных вопросов со стороны органов налогообложения, налогоплательщик должен документально обосновать экономический смысл проведенной хозяйственной операции по договору займа. Такое обоснования экономического смысла использования договора займа в целях сохранения за налогоплательщиком права на использование упрощенной системы налогообложения, скорее всего, будет ошибочным, потому как налоговые выгоды не могут рассматриваться в качестве обособленных предпринимательских целей, как свидетельствует, например, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ №53.

 

Создание подконтрольных юридических лиц

Организация в целях сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения из-за угрозы превышения установленного законодательством лимита на совокупный доход может так же прибегнуть к созданию одних или нескольких подконтрольных юридических лиц, которые в качестве принципалов, комитентов или доверителей берут на себя функции продавцов товаров, в свою очередь привлекая к продажам посредников (агентов, комиссионеров и т.д.). В данном случае, выручка от реализации товаров, работ, услуг будет составлять лишь малую часть поступающих денежных средств в размере вознаграждения посредников. Такая схема ведения предпринимательской деятельности позволит сохранить за предприятием право на использование упрощенной системы налогообложения вследствие снижения совокупного дохода за отчетный период. Однако контроль за такими схемами, используемыми в предпринимательской деятельности фирмами, находящимися на упрощенной системе налогообложения со стороны налоговых органов велик. Органы налогового контроля вышли далеко за рамки проверок непосредственных контрагентов, работающими с фирмами, созданными для выполнения посреднических услуг по продажам, но и вовлекают в процесс мониторинга субъекты третьего и даже четвертого звена в поиске взаимосвязей проверяемого налогоплательщика с членами всей сети.

В результате организатор подобной схемы может быть признан одним юридическим лицом со своими посредниками, преследующими единые коммерческие цели и интересы. Все ранее полученные совокупные доходы будут составлять базу для налогообложения и если они превысят допустимый размер, установленный нормативным регулированием, в таком случае при расчете недоплаченных налогов будут применен общий режим налогообложения, начислены пени и штрафы, а так же возможно привлечение к уголовной ответственности физических лиц за уклонение от уплаты налогов.

 

Перевод сотрудников на неполный рабочий день или подряд

Превышение лимита численности сотрудников также грозит организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, потерей этого права. Чаще всего для решения данной проблемы фирмы переоформляют часть сотрудников на неполный рабочий день или переводят на договор найма в подрядном порядке. В таком случае, руководствуясь методикой установленной Приказом Росстата от 24.10.11 №435 (Форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»), их можно учитывать пропорционально отработанному времени, и, соответственно, так как каждый из работников теоретически занят менее восьми часов рабочего времени, то их коэффициенты не превысят единицу.


Обособленное подразделение вместо филиала

Соблюдение требований п. 3 ст. 348.12 НК РФ, согласно которым фирме, находящейся на упрощенном режиме налогообложения, запрещается иметь филиалы и представительства, позволяет им, однако, создавать вместо этого обособленные подразделения (Письмо Минфина РФ от 27.03.2008 года №03-11-04/2/60). В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ таким подразделением считается точка вне места нахождения компании, которая оборудована рабочими местами. В отличие от филиалов, обособленное подразделение действует не на основании положений, установленных головной организацией и не числится в ее учредительных документах. Руководители таких обособленных подразделений не действуют на основании доверенности как в случае с представительствами.

Таким образом, если в уставе организации нет упоминания о филиалах и (или) представительствах, то вновь созданные подразделения можно считать обособленными и продолжать коммерческую деятельность без угрозы упразднения прав на применения упрощенной системы налогообложения. Такой же точки зрения, как показывает опыт, придерживается Федеральный арбитражный суд.

 

В статье использованы документы

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 №146-ФЗ. В ред. от 07.06.13, с изм. и доп. с 08.06.13.

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.00 №117-ФЗ. В ред. от 30.12.12, с изм. и доп. с 01.01.13.

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

  • Приказ Росстата от 24.10.11 №435 П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

  • Приказ Росстата от 24.10.11 №435 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации». В ред. от 20.11.12.

Источник: «Бухгалтерские вести»