В больницу на частной «скорой»

«Expert Online» 31.03.2016 
Анна Королева 

Комментирует Антон Огарков, заместитель генерального директора по работе с государственным сектором Интеркомп ЦБУ

Быстрое решение для скорой 

В конце марте Владимир Путин подписал перечень поручений по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной медицинской помощи. Как говорится в сообщении пресс-службы Кремля, до 1 июня Минздрав совместно с органами исполнительной власти Марий Эл, Чувашии, Пермского края, Архангельской, Вологодской и Кировской областей должны провести анализ "результатов реализации проектов по передаче негосударственным организациям, на договорной основе функций, по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи". Иначе говоря, эксперимента с частной "скорой помощью", уже довольно давно проводимого в этих регионах. 

^12F5A969102F617F0FFACAAA4F9815BE0135CEA77943B35841^pimgpsh_thumbnail_win_distr.jpg
АНТОН ОГАРКОВ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ ИНТЕРКОМП ЦБУ
В числе прочих данных должна быть внесена ясность в такие вопросы, как классы используемых автомобилей скорой медицинской помощи, условия, в которых они эксплуатируются (на селе или в городе), и сроки их эксплуатации. Также должны быть уточнены рентабельность транспортных услуг, механизм формирования тарифов, и наконец, самое главное - перспективы этих проектов. Это нужно сделать до 10 июня. 

А уже до 20 июня Минздраву следует рассмотреть вопрос "о целесообразности внесения в законодательство изменений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи". Изменения должны включать меры ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи. 

Надо понимать механизм 


Основным опасением граждан является то, что скорая, став частной, станет зависеть от какого-то конкретного человека, который сможет, к примеру, и не оказывать такой услуги, если не сможет-не захочет и так далее. Но, - говорит на это заместитель генерального директора по работе с государственным сектором компании Интеркомп ЦБУ Антон Огарков, - в самом деле в законопроекте речь идет только о передаче в частные руки услуг по обеспечению больниц, госпиталей и поликлиник транспортным парком и штатом квалифицированных водителей. Врачи, санитары и медсестры – одним словом, вся «медицина» останется государственной. В этом нет ничего из ряда вон выходящего или необычного. Аутсорсинг – одно из очень развитых направлений в странах Европы и Северной Америки, набирающее популярность и у нас. 

В качестве аналогичного примера у нас в стране следует привести активное применение аутсорсинга в Минобороны: в частности, не так давно все обслуживание военных частей: приготовление еды, уборка помещений и территории, было отдано частному бизнесу. Это, по мнению большинства и экспертов, и призывников, и самих представителей Минобороны, значительно повысило уровень жизни в военных частях, послужило хорошим подспорьем для поднятия уровня престижа военной службы в целом. Офицеры получили возможность больше сосредоточить численный состав на их непосредственных обязанностях, повысить уровень подготовки за счет высвободившегося свободного времени у призывников. 

По мнению Антона Огаркова, инициатива положительна. Более того, она отлично показала себя в «пилотных» регионах. Главным плюсом этого является то, что с больниц снимается целый комплекс хозяйственной деятельности, связанный с обеспечением государственного автопарка, содержанием водителей, которым нужно обеспечить достойную зарплату. При системе, когда такие услуги будут предоставляться частным бизнесом, единственной «головной болью» руководства больницы будет только вопрос заключения договора с конкретной подрядной организацией. Остальное, судя по законопроекту, будет брать на себя подрядчик.

Скорее всего, соглашается эксперт Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терехин, законопроект будет принят, поскольку его поручил разработать Владимир Путин. Как правило, разработанные в рамках поручения Президента РФ нововведения разрабатывают достаточно быстро и потом они успешно проходят все этапы чтений в Госдуме. Также в пользу принятия новации говорит и то, что пилотные проекты этой идеи принесли положительные результаты в отдельных регионах РФ. 

Вполне вероятно, что принять законопроект могут уже к концу этого года. По мнению эксперта, он может принести хорошие результаты и помочь в экономии бюджетных средств. Явных минусов новация не несет, но все зависит от того будут ли хорошо работать частные компании и будут ли оказываемые ими услуги качественными (быстрые и осторожные водители, исправные машины и т.п.). 


Опыт есть... 


Примером зарубежных стран где частная "скорая" используется как основная, вместо государственной или муниципальной, можно назвать США, рассказывает врач, руководитель направления по вопросам здравоохранения центра "Общественная дума" Кирилл Иванычев. Там все скорые частные, в том плане, что сами машины принадлежат частным компаниям, которые заключают контракты с больницами и оказывают им транспортные услуги: перевозят врачей больницы на происшествия и пациентов в больницы. При этом в большинстве случаев основная функция скорой в США - выехать по вызову и привести пациента в больницу, где ему уже окажут основную медпомощь. 

Самих врачей больницы "скорые" возят в основном только на вызовы, связанные с несчастными случаями и происшествиями, где пострадало много граждан - теракты, обвалы зданий и т. п. Вызов "скорой" - платный, но эти услуги включены в медстраховку. Для малообеспеченных вызов скорой бесплатен. Качество оказания медуслуг в США считается высоким, и уже давно практикуемая ими схема оказания скорой медицинской помощи показывает хорошие результаты. Больницам и государству выгоднее нанимать частные компании для транспортировки больных и врачей, чем содержать собственный автопарк и обсуживать его.

В РФ собираются сделать примерно то же самое, то есть передать функции перевозок при оказании скорой помощи негосударственным компаниям. Здесь, поясняет Кирилл Иванычев, речь только о транспортных услугах, а не медуслугах, которые по прежнему будут оказывать врачи госклиник. 

...но есть и проблемы 


Нет, объясняет аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, проблема сейчас не в приватизации, тут в принципе приватизировать нечего, так как в основном кареты скорой помощи – это машины из конкретных организаций у которых есть договор с больницей или поликлиникой. То есть медучреждению содержать автотранспорт, следить за его техническим состоянием не выгодно, гораздо проще нанимать специализированные машины с соответствующими водителями по договору. И нововведения о передаче скорых в так называемые частные руки связано с тем, что государство задумалось о необходимости перевода этого пункта расхода из бюджета - на другой канал финансирования. А именно - через систему обязательного медицинского страхования (ОМС). 

Сложность реализации в том, что выбор сопутствующей организации приходится осуществлять крайне внимательно. И без ошибок (в пилотных регионах) не обходилось, так как не все частники оказались готовы к жестким условиям, которые являются нормой в работе "скорой помощи". Также необходимо было осуществлять проверку водителей, которые обязаны иметь специальное удостоверение для такой работы. Из минусов таких схем можно назвать то, что передача на аутсорс может создать благоприятные условия для так называемого чиновничьего бизнеса: когда объявляется тендер на выбор транспортного партнера, а выигрывает его компания, близкая к местной власти. С целью получить легкий, казалось бы, доход. В целом на реализацию проекта это в общем-то не влияет, при условии, конечно, соблюдения всех обязательств перед заказчиком, но - в корне убивает здоровую конкуренцию. 

Также минусом можно отметить распространение мнимого слуха о том, что "скорая" спрашивает всегда наличие полиса ОМС и якобы если его нет, то может отказывать в помощи. Это заблуждение, помощь должна оказываться в любом случае. Но так как оплата за каждый вызов теперь идет из фонда, наличие полиса должно как бы дать финансовую гарантию по конкретному вызову. Проблемы возникнуть тут могут. 

Рисками, по мнению Антона Огаркова, будет являться то, что, возможно, в целях экономии подрядчики будут нанимать не высококвалифицированных работников на должности водителей, а таких, которые будут лишь минимально и формально соответствовать предъявляемым требованиям. Интересно, как будет решен вопрос об ответственности подрядчиков за невыполнение услуг или ненадлежащее исполнение услуг по предоставлению транспорта и водителей. 

Будет ли это только гражданская ответственность, или добавится специальный состав в уголовный кодекс, сказать нельзя. Но ясно, что когда эта система будет внедрена повсеместно, специфика нашей страны неизбежно обусловит регионы, где автомобилей "скорой помощи" крайне мало на крайне больших территориях, и невыход на линию хотя бы одной из них может привести к фатальному исходу. Но на этот и многие другие вопросы можно будет однозначно ответить только спустя время, когда законопроект заработает на полную мощность, и практика внедрения будет повсеместной. Вероятность принятия закона велика, как и любого другого, который инициируется президентом РФ. Есть основания полагать, что уже в ближайшее время этот вопрос решится положительно. 

То что доктор прописал 


Впрочем, в целом представители сектора инициативу поддерживают. «Мы за развитие альтернативы, но «против» полного отказа от государственной скорой помощи, – говорит генеральный директор онлайн-сервиса DocDoc.ru Дмитрий Петрухин. – Рынок и население готовы и хотят видеть подобные рода услуги. «Как эксперты, мы знаем, что число обращений в частные медицинские учреждения растут. При этом нововведения нужно внедрять поэтапно, прозрачно и параллельно. Частным "скорым" нужно дать возможность развиваться и поддержка государства не будет лишней», – говорит он. 

И хотя проблемы будут, уже сейчас есть понимание, как с ними бороться. «На мой взгляд, должна осуществляться система надзора, чтобы не пострадало качество оказываемых услуг населению. Необходимо также, чтобы частные "скорые" состояли в равных условиях с государственными: чтобы они брали все округа, а не оставляли муниципалитетам так называемую «некондицию» в плане дорог. Не секрет, что с дорогами у нас пока не везде равнозначно», – отмечает кандидат медицинских наук, председатель Ассоциации молодых управленцев в сфере здравоохранения, основатель сети многопрофильных медицинских центров Муслим Муслимов. 

Важно, считает врач, что при доступности "скорых", хоть и частных, мы выйдем на снижение показателей смертности и снижение числа осложнений при острых заболеваниях, благодаря повышению качества услуг — сокращению времени выезда «скорой помощи» к пациентам и обновлению парка машин. 

Такой подход можно только приветствовать, так как государственные структуры нужно максимально избавлять от несвойственных им хозяйственных функций, уверен, в свою очередь, ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский. Уже давно доказано, что чиновник – самый плохой хозяйственник: он управляет бюрократически, не борется за качество, а все промахи оправдывает недостатком финансирования, нехваткой кадров и так далее. У него нет конкуренции, а потому нет и стимула бороться за качество. Конкретно в случае "скорой помощи" переход на автотранспорт, предоставляемый победившей на конкурсе частной компанией, приносит сразу несколько плюсов. 

Он избавляет медучреждения от необходимости заниматься целым ворохом вопросов: содержанием, обновлением и обслуживанием автопарка «скорых», набором и контролем водителей, закупками и учетом топлива. Приносит при этом экономию – эксперименты уже много раз показывали, что использование частного транспорта бригадами «скорой помощи» экономит бюджетные средства. Повышает качество – по опыту «пилотных» регионов, частные «скорые» новее, лучше оборудованы, их водители быстрее приезжают по вызову. Водители не отвлекаются на работу на стороне, что кое-где имеет место. 

Частные компании борются за качество – они понимают, что если они будут работать плохо, их отстранят от работы, а на их место привлекут конкурентов. По мнению эксперта, если схема организована честно и прозрачно, то есть победителем конкурса реально становится лучший претендент, а не родственник регионального министра здравоохранения или тот, кто дал взятку. И, конечно, если существует строгий контроль за качеством как со стороны государства, так и со стороны общества и самого медперсонала, пользующегося частным транспортом.