Требуется ли запись в трудовой книжке у индивидуального предпринимателя?

Здравствуйте, работаю в аптечной сети менеджером по персоналу. Вопрос следующий: У ИП несколько аптечных пунктов, где сам индивидуальный предприниматель является заведующим, а в аптечных пунктах-заместители заведующей аптечным пунктом. Насколько я знаю, индивидуальный предприниматель не имеет права заводить себе трудовую книжку, и выступать в качестве работника. То есть запись в трудовой книжке у ИП, является неправомерной. Как в этом случае поступить, какие законы регулируют деятельность ИП в фармации, как правильно все оформить. Спасибо! Эльмира

НА ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ ЭКСПЕРТ INTERCOMP:
photos-big/Svetlana_Domkina.jpg
Светлана Домкина
Менеджер отдела Кадрового Администрирования


Ст. 3 и 64 ТК РФ закрепляют гарантии, предоставляемые при заключении трудового договора, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Таким образом, наличие статуса индивидуального предпринимателя у гражданина не является препятствием для вступления его в трудовые отношения с работодателем.

Поскольку трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, индивидуальный предприниматель (ИП), являясь работодателем, не может одновременно являться и другой стороной в трудовом договоре - работником. Представление двух сторон в трудовом договоре в одном лице и заключение двустороннего соглашения с самим собой противоречит не только ТК РФ, но и здравому смыслу. Таким образом, когда ИП выступает в роли работодателя, ИП не вносит в свою трудовую книжку запись о своей предпринимательской деятельности, так как при осуществлении предпринимательской деятельности не состоит ни с кем в трудовых отношениях в качестве работника. Стаж ИП подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр ИП, и при дальнейшем трудоустройстве данный страховой стаж может найти свое отражение в личной карточке работника (форма Т-2). Так, согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации (Пост. Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. N 1) стаж работы (общий, непрерывный, дающий право на надбавку за выслугу лет, дающий право на другие льготы, установленные в организации и др.) рассчитывается на основании записей в трудовой книжке и (или) иных подтверждающих соответствующий стаж документов.

Как было сказано выше, ИП является работодателем, а не работником. В ст. 66 ТК РФ установлено, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Поэтому внесение сведений в трудовую книжку, не предусмотренных законом, может расцениваться как нарушение. Рекомендуем все неправильные или неточные записи в трудовой книжке исправлять. Сделать это можно либо по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо уже по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку (п. 27 Правил).

Если компания, которая произвела неправильную запись, была реорганизована, то все исправления производит ее правопреемник, а в случае ликвидации организации - работодатель по новому месту работы на основании соответствующего документа. В случае если неправильная запись в трудовой книжке была произведена индивидуальным предпринимателем, который впоследствии прекратил свою деятельность, то исправления также производятся работодателем по новому месту работы (п. 28 Правил).

ИП, как правило, самостоятельно решает кадровые вопросы, ведет делопроизводство, которые у юридических лиц выполняют кадровые службы. В таких случаях отсутствие необходимых знаний трудового законодательства приводит к ошибкам в оформлении кадровой документации, связанной с приемом, переводом, увольнением работников, предоставлением отпусков. В случаях, когда у ИП работают более 10 работников, имеет смысл привлечь аутсорсинговую компанию для ведения кадрового делопроизводства, в целях снижения рисков трудовых споров и проблем с трудовой инспекцией.

Полный состав кадровой документации, которая должна быть в наличии у ИП, определить достаточно сложно. Как и в случае, когда работодателем является юридическое лицо, окончательный перечень кадровых документов зависит от многих факторов: сферы деятельности, местности, условий труда и даже от желания самого работодателя. При этом существуют кадровые бумаги, которые непременно должны быть у работодателя -ИП. Обязательность наличия некоторых из этих документов прямо определена в ТК РФ. Например, необходимость иметь трудовые договоры с работниками предусмотрена ст. ст. 56 и 67, вести трудовые книжки - ст. 66, создать правила внутреннего трудового распорядка - ст. 189. Создание или ведение других кадровых документов может быть предусмотрено иными законами и/или подзаконными актами, например Положением о персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных") или Книгой учета движения трудовых книжек и вкладышей (Пост. Правительства РФ от 16.04.2003 г. N 225).