Agile. Гибкие и эффективные

Автор: Мария Пайсина, руководитель отдела маркетинга Интеркомп

Современные реалии требуют от бизнеса быстрого и гибкого подхода в реализации проектов, продуктовых решений и бизнес-идей. Компании начинают искать новые методики, которые помогут повысить адаптивность бизнеса, выиграть конкурентную борьбу и показать максимальную эффективность.


Мария Пайсина
Руководитель отдела маркетинга Интеркомп

Сегодня все больше компаний уделяют свое внимание методике Agile. Так, по оценке Unusual Concepts, к 2020 году рынок Agile-коучинга в России может достигнуть $20 млн. Интеркомп не стал исключением, и мы, несмотря на свою консервативность, обусловленную спецификой бизнеса, нашли способы применения «гибких» подходов.

Почему же растет спрос на Agile, насколько данная методика применима в России и как понять, подходит ли она вашему бизнесу?

Зачем это нужно?

С ростом бизнеса компания становится все менее гибкой. Решения принимаются дольше, сложно переключаться на разработку новых продуктов или услуг, процесс их выхода на рынок также затягивается, теряется возможность четко видеть потребности каждого клиента и соответствовать им.
Agile помогает построить систему управления проектами на основе достижения быстрых конкретных результатов на каждом этапе, помогает находить новые решения и генерировать идеи, повысить эффективность работы над проектами, позволяет увеличить скорость выхода на рынок новых продуктов и решений, а также детально понимать потребности клиентов.

Как результат:

  • Меняется стиль мышления и управленческий подход топ-менеджмента.
  • Меняется корпоративная культура и культура работы над проектами внутри компании.
  • Штат компании пополняется амбициозными сотрудниками.

В чем суть?

Если кратко, то Agile — это отсутствие догм и максимальное взаимодействие сотрудников. Но при этом в корне неверно полагать, что Agile отрицает планирование и регламенты.

Agile применяется, прежде всего, тогда, когда использование формального долгосрочного планирования невозможно, затратно или рискованно. Например, компания видит направление движения, но конкретный результат пока непонятен и не поддается оцифровке. Можно потратить ресурсы на понимание и детализацию итоговой цели, но при этом будет потеряно время, и конкуренты, возможно, уйдут в перед. Можно, по Agile, двигаться короткими шагами, контролируя направление и «подсвечивая» будущую цель. Дополнительным преимуществом следования этой методике является гибкость изменения направления и возможность быстро переоценить или даже остановить трату ресурсов – риск ограничивается только текущим коротким «спринтом», а не длительным проектным этапом.

В методике Agile есть понятие Scrum, именно в этом заключается основное отличие от классического проектного подхода с его поэтапным и долгосрочным планированием. Суть Scrum в том, что процесс работы над проектом сводится к созданию коротких сессий (каждая продолжительностью 1-2 недели), в процессе которых решаются конкретные задачи. При этом команда по сути самоуправляемая. Все сотрудники, неважно какую должность они занимают в компании, — на равных правах. Другими словами, нет боссов и подчиненных. Каждая идея совместно обсуждается, решения принимаются путем общего голосования. Такой подход меняет мышление, раскрепощает сотрудников, а значит приносит массу новых идей и увеличивает скорость принятия решений. Таким образом, проект становится «живым» и «свободным», в нем учитываются постоянно меняющиеся обстоятельства и разные точки зрения. «Свобода» проекта не предусматривает хаоса. Обязателен четкий план сессий, список обсуждаемых вопросов, задачи и цели: что должно быть на выходе, что должно быть достигнуто. К тому же немаловажно учесть оценку рисков и выгоды.

Где применимо?

Зародившийся в IT, сегодня для управления проектами, Agile применим практически во всех отраслях. Работа над проектами по методике Agile используется как на уровне компании в целом, так и в стратегически важных подразделениях, по большей части, отвечающих за разработку и вывод на рынок новых продуктов. Однако, сегодняшние реалии, динамичность внешней среды требуют использования элементов Agile, особенно связанных с культурой самоуправляемых команд, во всех сферах компании, начиная с продаж и маркетинга и заканчивая внутренней бухгалтерской службой.

Штат Интеркомп состоит преимущественно из консультантов и бухгалтеров, которые оказывают услуги клиентам, есть и своя внутренняя бухгалтерия, поэтому про бухгалтерские службы мы знаем всё или почти всё. Работа бухгалтера по своему смыслу очень консервативна. Отсутствие четко регламентированных процессов, инструкций, строгих дедлайнов — источник возможного риска как для наших клиентов, так и для нас, как компании, оказывающей услугу. Однако, обратная сторона консерватизма - отсутствие гибкости, которое может мешать проектной работе, связанной с разработкой новых продуктов, услуг или методик. И здесь знание и применение Agile помогает нам совместить гибкость и консерватизм, как следствие – придумывать и выводить на рынок новые, по-настоящему инновационные решения.

Важно не забывать, что внедрение Agile ведет не только к изменению способа управления проектной деятельностью, но и к созданию новой корпоративной культуры, для того чтобы компания жила как единый организм.

Если вы все же понимаете, что внутренние поддерживающие подразделения не готовы к нововведениям и инновационным подходам, но при этом есть необходимость оптимизировать их работу и повысить эффективность, можно смело прибегнуть к проверенной годами модели — аутсорсингу. Не обязательно даже передавать весь функционал на аутсорсинг. Распространенная практика — передача рутинных участков учета провайдеру (например, расчет заработной платы, обработка авансовых отчетов), остальное – оставляем инхаус. Освобождаем время для стратегических задач, развиваем сотрудников. По словам главы Сбербанка, «на самом деле, нет никакой конкуренции товаров, продуктов или услуг. Есть конкуренция моделей управления».

Практика в России

В России методики Agile набирают популярность прежде всего в банковской сфере. Видимо потому, что в этом секторе самые большие вызовы: конкуренция разворачивается между традиционными банками, виртуальными банками и компаниями сектора FinTech. Так, по данным Unusual Concepts, суммарно Альфа-банк, Сбербанк, Райффайзенбанк и ВТБ уже вложили в активности Agile более 800 миллионов рублей.

А по состоянию на май 2017 года в новый офис Сбербанка в Москве, который обустраивается под работу команд в Agile-формате, переехали более 4 тыс. человек. Основная цель Agile-трансформации Сбербанка - ускорить вывод новых продуктов на рынок.

Уже сегодня рынок полон тренингов, курсов и конференций, посвященных Agile и другим эффективным методикам, моделям управления бизнес-процессами. Выбирайте, пробуйте, экспериментируйте. Невозможно создавать инновационные продукты и решения, используя старые методы корпоративного управления.

Книжная полка

    • Роман Пихлер «Управление продуктом в Scrum».
    • Дэвид Андерсон «Канбан. Альтернативный путь в Agile».
    • Эндрю Стеллман и Дженнифер Грин «Постигая Agile»
    • Джефф Сазерленда и Кен Швабер «Программное обеспечение за 30 дней» (в российской версии она называется «Софт за 30 дней»).