Библиотека Интеркомп: «Бобо в раю» Дэвида Брукса

«Бобо в раю: откуда берется новая элита» Дэвида Брукса — одна из лучших книг по популярной социальной психологии. Рекомендует Илья Пантелеев, генеральный директор Интеркомп.


book_spec_pic_4147_iconbb.png

Книга представляет собой исследование процесса смены элит США, которое очень полезно для понимания того, как формируются новые элиты и их потребительские предпочтения в России.

Я бы посоветовал эту книгу тем, кто профессионально или просто «в рамках личного интереса» увлекается социальной психологией, кто рассматривает тренды развития общества как взаимодействие и смешивание различных культур. Профессионально эта книга должна заинтересовать всех, «кто работает с рынком», поскольку Бобо — зарабатывающий и тратящий класс, который формирует тренды потребления многих социальных групп.

Книга написана легко и с хорошим чувством юмора. Дэвид Брукс показывает развитие психологии и стандартов поведения верхней части среднего класса США, названной автором Богемной Буржуазией — Бобо. Этот социальный пласт складывался в течение последних 30-40 лет, путем перемешивания, казалось бы, несоединимого — классической, чопорной американской аристократии (для тех, кто смотрел фильм Network (Социальная Сеть) Дэвида Финчера — яркий пример, это братья близнецы Кэмерон и Тайлер) и бунтарской протестной психологии хиппи и богемы. В результате, ведущим американским классом становятся сейчас успешные выпускники престижных вузов (Гарвард тому пример), с высокой нацеленностью на самореализацию, внутреннюю свободу, отчетливым желанием выделяться среди остальных, однако с твердым убеждением выделяться так, чтобы это не выглядело вычурно (красные сумки Prada — не их стиль), а как бы абсолютно естественно. «В среде сегодняшней бобо-элиты считается, что лучше всего разбогатеть по стечению обстоятельств. Деньги просто случилось заработать на пути реализации творческой задачи...»

Именно Бобо обитают в городках, связанных с крупнейшими разработчиками Программного Обеспечения, именно они являются главными потребителями дорогой, качественной, но специально неброской одежды, сшитой из высокотехнологичных материалов, разработанных не ниже, чем на орбите Земли. Именно они носят повседневную обувь, в которой можно безболезненно подняться на Эверест, они являются главными потребителями Здоровой Пищи, создавая целые индустрии ее производства и продажи. Только в местах их обитания продаются лучшие кошки и ледорубы, создающие впечатление, что ледник придет сюда прямо завтра с утра. Именно они приобретают Большие Внедорожники, поскольку вероятность попадания в бездорожье абсолютно не исключена. Можно увидеть, что потребление Бобо, в целом, подчиняется следующим правилам:

Правило 1. «Тратить крупные суммы на предметы роскоши — дурной вкус. Культурные люди ограничивают крупные покупки предметами первой необходимости...»

Правило 2. «Приобретение профессиональных вещей оправдывает любые траты, даже если к вашей профессии они не имеют никакого отношения»

А также: «Покупая предметы личного пользования вы должны продемонстрировать свою зрелость и способность оценить долговечность и качество, кроме того, показать, что вы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»

«Мебель (джинсы) запятнаны — совесть чиста!»

Отдельно стоит рассмотреть отношение Бобо к отдыху — здесь, естественно, время, не может быть потрачено зря. «Правило полезного отдыха гласит, что отпуск должен оцениваться по результатам — чему мы научились, каких духовных и эмоциональных вершин достигли, какие незабываемые ощущения испытали». Конечно, именно они создали спрос на экотуризм, подъем на труднодоступные Гималайские пики и сплавы по рекам Амазонии.

И вместе с тем, это люди, помешанные на внутреннем развитии и любимом деле, постоянно сравнивающие себя с недостижимым качественным совершенством. Персонажи в книге выпуклые и узнаваемые, стоит сказать, что Бобо по-своему очень симпатичны. Читая эту книгу, начинаешь лучше понимать возможные тренды развития социальных сообществ в мире и в России.

Полюбившиеся цитаты:

«Причина тревог Бобо кроется в раздирающем противоречии между желанием преуспеть и страхом продаться»
«Для вычисления статуса необходимо личное состояние помножить на немеркантильные жесты»
«Предсказания в бизнесе — главное предсказывать дерзко и по-крупному!»
«СДД — Статусно-денежный дисбаланс. Профессия дает высокий социальный статус, за которым не поспевает уровень дохода. Трагедия больных СДД в том, что они проводят дни во славе, а ночи в обстановке весьма посредственной...»