Электронные больничные. Ожидание — реальность


С 01.07.2017 года в РФ вводятся повсеместно электронные больничные листы (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Формат электронного документооборота призвана облегчить жизнь поликлинике, больному, ФСС, и работодателю. Единая автоматизированная система позволит максимально быстро передавать информацию между участниками процесса и минимизировать ошибки. Пилотные проекты прошли успешные испытания.

В рамках настоящей статьи не будем цитировать изменения ФЗ 255-ФЗ и описывать процедуру движения больничного листа.

E_Rybnikova.png
Елена Рыбникова
Руководитель группы контроля качества услуг и методологии
Оговорим кратко основные моменты и рассмотрим нюансы по основным пунктам изменений, а также рассмотрим вопросы, которые не имеют ответов в новом законодательстве и пока не разъяснены ведомствами.

1. Если медицинская организация и работодатель подключены к системе электронных больничных на fss.ru, то работник, придя в поликлинику, может попросить (в письменном виде) выписать ему электронный больничный лист.

2. Работодатель в течение 5 календарных дней заносит в автоматизированную систему информацию и документы, реестр документов, необходимые для расчета дохода за период нетрудоспособности, заполняет свою часть больничного листа.

3. В течение 10 календарных дней производится расчет дохода работника, причитающегося ему по больничному листу.

4. Начисление подлежащих выплат по электронному больничному:
  • Если болеет сам работник – Работодатель выплачивает работнику больничные за первые три дня болезни, остальные дни оплачивает ФСС.
  • Если больничный по уходу за ребенком – за весь период временной нетрудоспособности оплачивает ФСС.
  • Если больничный связан с беременностью и родами – за весь период временной нетрудоспособности оплачивает ФСС.
  • Если больничный связан с производственной травмой – за весь период временной нетрудоспособности оплачивает ФСС (дополнительно предоставляется акт о расследовании случая).
  • Если больничный лист выдан лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию – за весь период временной нетрудоспособности оплачивает ФСС.
Вопрос подключения работодателя к системе электронных больничных в ФЗ 255-ФЗ не является правом, а является обязательством организации, согласно пп.1 п. 2 ст. 4.1., страхователи обязаны: зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 ФЗ 255-ФЗ. Соответственно, выбор получать электронный больничный или бумажный, есть только у работников, работодатель обязан принять любой больничный лист.

Правила оплаты бумажного листка нетрудоспособности не меняются, если листок оформлен в электронном виде, то применимы новые правила ФЗ №255-ФЗ.

Вопрос возникает и в части установленных пяти именно календарных дней (п. 3 Постановления) для предоставления документации, так например не возможно будет соблюсти сроки подачи информации/документации, если работник принес больничный, например 29.12.2017 (работая во вторую смену на непрерывном производстве). Так как после указанной даты наступают длительные «каникулы», у работодателя максимум что есть (если есть) - это несколько часов для подачи информации. Такая ситуация может сложиться и с майскими каникулами. С одной стороны это объективная причина, почему не поданы вовремя документы для расчета пособия, с другой стороны это прямое нарушение федерального закона.

Выплаты по больничному листу у Работодателя осуществляется в ближайший день выплаты заработной платы, установленный в организации, сроки выплаты ФСС за дни нетрудоспособности законодательно не установлены. Законодательно, ФСС обязаны только в течение 10 дней рассчитать пособие. Выплата осуществляется после расчета на банковский счет работника, если такие данные предоставил работодатель или путем почтового перевода (расходы на услуги почты ложатся на получателя пособия).

Еще один немаловажный вопрос - это перерасчеты больничных листов

Для перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю с заявлением о перерасчете ранее назначенного пособия и документами, необходимыми для такого перерасчета. Форма заявления о перерасчете утверждается Фондом.
(абз. 4 п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2019 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию...»)

Не секрет, что перерасчеты заработной платы – это обычное событие в жизни организации, возникают они и из-за счетных ошибок, несвоевременности предоставления документации в отдел расчета заработной платы и так далее.

Работодатель может пересчитать только те дни, за которые он осуществляет оплату (3 дня для пилотных проектов, все дни для остальной территории РФ) . В свою очередь ФСС производит перерасчёт дней, оплаченных непосредственно фондом (пилотный проект). Информацию для перерасчета больничного листа работодатель предоставляет в ФСС по тем же правилам , что и информацию для первичного больничного (в течение 5 календарных дней).

Обратите внимание, что перерасчет пособия возможен только в случае представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления о перерасчете. Территориальным органом Фонда производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка застрахованного лица.

Открытый остается вопрос – если пособие уплачено в большем размере, чем полагается после перерасчета. Конечно, заявление работник вряд ли подаст на перерасчет пособия, если ему заплатили больше, но при возникновении такой ситуации, порядок возврата денег в ФСС по уже выплаченному пособию не установлен.

Еще один не урегулированный вопрос имеется в части НДФЛ. Так, как пособие по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ, то в законодательстве описано, что исчислить и уплатить НДФЛ обязан ФСС при выплате пособия, а вот каким образом отчитываться в налоговую будет ФСС по удержанному и уплаченному НДФЛ не известно.

Так, например, работник проболел и получил электронный больничный, работодатель и ФСС выплатили пособие и каждый удержал НДФЛ. В том же году работник приобретает квартиру и решает воспользоваться имущественным вычетом. У работодателя работник возьмет справку 2-НДФЛ, но сумм, выплаченных ФСС и НДФЛ, удержанных с них, в данной справке не будет и не должно быть. Что делать? Обращаться в ФСС за справкой? Данный вопрос также не урегулирован на сегодняшний день.

Настоятельно рекомендовать просить работников не получать электронные больничные листы до урегулирования спорных вопросов в рамках данной статьи я не буду, так как идея системы электронного документооборота в основе своей достаточно хороша и всем участникам процесса необходимо научиться ею пользоваться, а от законодателей будем ждать разъяснений и уточнений.