Эмоциональный интеллект

В этой статье мы хотели бы затронуть тему, получившую наивысшие оценки, массу вопросов и более сотни положительных отзывов на июньской конференции Интеркомп «Бизнес-практика 2017» в Алматы, – тему эмоционального интеллекта.

Мария Пайсина
Руководитель отдела маркетинга Интеркомп

Теория

Долгое время считалось, что выражать эмоции на рабочем месте - непрофессионально. Однако сегодня появляется всё больше публикаций о том, что способность распознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей является одним из важнейших факторов для решения практических задач, как рабочих, так и личных. Десятилетия исследований утверждают, что развитый эмоциональный интеллект является тем ключевым фактором, который отличает наиболее выдающихся личностей, истинных звезд своего дела, от прочей толпы.

В данном материале мы раскроем основные понятия эмоционального интеллекта, которые, возможно, помогут вам понять, насколько эта методика применима лично для вас в жизни и на работе, а при положительном решении послужит началом для более глубокого изучения вопроса.

Термин "эмоциональный интеллект", а также методику его измерения предложили психологи из Йельского университета - Питер Сэловей, Джон Мейер, Дэвид Карузо - еще в 1990 году. Именно тогда EQ был определен в качестве предмета психологического исследования. С тех пор и по настоящее время происходит прояснение сущности феномена EQ.

Признанным экспертом в области EQ является американский психолог Дэниел Гоулман. В своих исследованиях Дэниел задается вопросом: чем отличается выдающийся руководитель от просто хорошего? И приходит к выводу, что высокого интеллекта и профессиональных, технических навыков недостаточно, для максимального успеха нужен еще и эмоциональный интеллект: совокупность пяти навыков, которые позволяют руководителям добиваться максимально эффективной работы не только от себя, но и от своих подчиненных. Исследования показали, что, когда высшее руководство компании обладает необходимым уровнем эмоционального интеллекта, ежегодные показатели прибыли всех подразделений на 20% превышают запланированные.

Пять составляющих эмоционального интеллекта в бизнесе

Определение Признаки
Самосознание Способность распознавать и понимать свое настроение, эмоции и побуждения, а также признавать их воздействие на других людей Уверенность в себе. Реалистичная самооценка. Умение посмеяться над собой.
Самоконтроль Способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции. Склонность к разумному рассуждению по принципу: сначала подумай, прежде чем что-либо делать. Надежность и честность. Спокойное отношение к неопределенности. Открытость всему новому.
Мотивация Увлеченность работой, желание трудиться, не обусловленное исключительно соображениями высокого заработка или статуса. Стремление упорно и энергично добавиться поставленных целей. Стремление к достижениям. Оптимизм даже перед лицом неудач. Приверженность ценностями организации.
Эмпатия Способность понимать эмоциональное состояние других людей в соответствии с их эмоциональными реакциями. Умение воспитывать таланты и удерживать одаренных сотрудников в организации. Уважительное, чуткое отношение к особенностям чужой культуры. Предупредительность в отношениях с клиентами.
Социальные навыки Умение управлять человеческими отношениями и налаживать контакты. Способность к эффективному осуществлению нововведений. Способность находить точки соприкосновения и добавиться взаимопонимания.
Умение убеждать. Владение искусством руководства коллективом, навык его формирования.

Самосознание

Самосознание - способность распознавать и понимать собственные эмоции. Только понимая и осознавая свои эмоции, можно понять, каким образом ваши действия и эмоции влияют на настроение и эмоции других людей.

Что же необходимо для того, чтобы выработать самосознание? Распознавать и идентифицировать каждую конкретную эмоцию.

Люди с самосознанием видят взаимосвязь между чувствами и поступками, способны определить свои сильные стороны и пределы, они открыты для новой информации и опыта.

Самоконтроль

После осознания своих эмоций, необходимо научиться ими управлять. Управлять – не значит скрывать, останавливать, гасить чувства. Управлять – это значит проявлять эмоции в подходящее время и в нужном месте и выражать их адекватным и соответствующем обстановке способом. Это позволяет управлять конфликтными ситуациями, разрешать сложные вопросы.

Мотивация

Нельзя быть движимым одними лишь внешними факторами и стимулами: деньги, призвание, похвала, повышение в должности и т.п. Внутренняя мотивация играет большую роль при развитии эмоционального интеллекта. У людей, обладающих самомотивацией, есть непреодолимое желание к реализации своих собственных внутренних целей и потребностей, то есть они удовлетворены на 100% только тогда, когда получают некое внутреннее самовознаграждение. Таким образом достигается максимальная мотивация, а вместе с ней и стремление к поиску всевозможных способов сделать свою работу лучше и быстрее.

Эмпатия

Эмпатия - способность понимать эмоции других людей. При этом важно не просто понять, но и правильно реагировать на проявления эмоций в вашу сторону. В бизнесе это особенно важно в процессе взращивания талантов и удержания лучших сотрудников компании, а также при взаимоотношениях с клиентами и партнерами.

Социальные навыки

В тот момент, когда вы осознали собственные эмоций и эмоции других людей, нужно научиться умело использовать эту информацию в ежедневном взаимодействии с окружающими. Таким образом можно выстроить грамотные коммуникации и наладить контакт.

Важные социальные навыки: активное слушание, вербальные и невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать.

Практика

В России тема эмоционального интеллекта находится в фазе активного теоретического и экспериментального исследования, становясь всё более популярной. Коммерческие компании также проявляют к ней повышенный интерес.

Например, сегодня развитием эмоционального интеллекта активно занимается Сбербанк. Руководство Сбербанка относит эмоциональный интеллект к одним из «навыков будущего» и намерен в перспективе инвестировать значительные средства в его развитие.

Обучение эмоциональному интеллекту проходят топ-менеджмент, средний менеджмент, линейный менеджмент, все руководителя и сотрудники компании по специально разработанным для каждой из перечисленных групп методикам.

Однако, Сбербанк не останавливается на развитии эмоционального интеллекта исключительно внутри компании. В июле 2016 года в образовательном центре «Сириус» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» открылся полигон эмоционального интеллекта «Ego».

Весной 2017 года в Тюмени стартовал пилотный проект по внедрению образовательной программы «Социально-эмоциональное развитие детей». Это совместный проект благотворительный фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и департамента образования и науки Тюменской области.

Более того, глава Сбербанка Герман Греф убежден, что навыки эмоционального интеллекта необходимо прививать детям уже в средней школе, о чем он заявил на конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» в декабре 2016 года.

EQ Trainings в своей книге «Эмоциональный интеллект. Российская практика» приводит следующую неутешительную статистику: 67% сотрудников оценивают влияние начальства на эмоциональный климат в коллективе как «негативный», 22% говорят о «скорее негативном» влиянии, 8% подчиненных отвечают, что руководитель «влияет всегда позитивно, заряжает драйвом, энергией» и лишь 3% опрошенных характеризуют своего начальника как «замечательного».

Что же делать, чтобы развить в себе эмоциональный интеллект?

Советы

Тема эмоционального интеллекта становится настолько популярной, что помимо многочисленных курсов и тренингов, мастер-классов, исследований и книг, появляются и профессиональные сообщества, в которые входят управленцы со всего мира, успешно практикующие теорию эмоционального интеллекта и готовые поделиться своими советами и наблюдениями.

Мы выбрали 5 лучших, на наш взгляд, советов от практикующих экспертов.


5 цитат сертифицированных участников международного сообщества EQ

«Рассматривайте эмоции не как хорошие или плохие, правильные или неправильные, но как источник информации, который помогает вашей самоосознанности.»

 Tang Weng Liang

«Когда я замечаю, что эмоционально реагирую на ту или иную ситуацию, то делаю паузу, чтобы осознать эмоцию.»

Nicole Tervalon

«Научитесь осознавать ваши эмоции через физические ощущения вашего тела.»

Shabbir Latif

«Наблюдайте за собой. Обращайте внимание на то, что вы чувствуете и какой характер носят эти чувства: созидательный, разрушающий или мотивирующий.»

Dawn Karner

«Каждый день выделяйте себе 15 минут для того, чтобы посидеть в тишине и занять самоанализом. Размышления о самом себе – первый шаг на пути к развитию эмоционального интеллекта.»

Avtar Saksena

    Использованы материалы:
  • Книги и публикации Дэниела Гоулмана
  • Международное сообщество эмоционального интеллекта Six seconds
  • Мастер-класс Елены Лазаревой с «Бизнес-праткика 2017» Алматы