Изменение налоговой системы России

Автор: Станислав Скакун, Директор по экономике и финансам Интеркомп

Предыдущая попытка налоговых реформ — не удалась. В 2014 году был объявлен мораторий на повышение налоговой нагрузки для поддержки бизнеса. Это было обусловлено началом кризиса, экономической изоляции, в которую попала Россия. Но по факту с 2014 по 2018 год включительно нагрузка на бизнес все равно росла, ведь несмотря на то, что ставки действующих налогов оставались прежними, менялись условия их выплаты. А также вводилось огромное количество новых взносов. Одним из самых известных стала система «Платон», а также утилизационный сбор. То есть вместо налогов появлялись другие системы взимания платежей в пользу государства, которые фактически рассматривались бизнесом как повышение налоговой нагрузки. 

Станислав Скакун
Директор по экономике и финансам Интеркомп

Именно поэтому сейчас требуются новые идеи, для того, чтобы продвинуть налоговую реформу дальше. На мой взгляд, в рамках нового экономического периода, нужно посмотреть на ту роль, которую играют в экономической политике России два ведомства — Министерство финансов и Министерство экономического развития. 

Можно сказать, что за предыдущие 7 лет Минфин выполнил свою роль, которая заключалась в улучшении налогового администрирования. Так, 5-7 лет назад объем «серых» потоков составлял порядка 4 триллионов рублей, сейчас этот теневой сектор сократился более чем в 4 раза за счет борьбы с «серыми» банками и других мер экономического администрирования. То есть Минфин на протяжении последних 7 лет выступал совместно с ЦБ РФ для улучшения налогового администрирования, для того, чтобы победить «серый» сектор экономики. 

Какие меры были сделаны? На мой взгляд, данные меры были очень эффективными и полезными.

Прежде всего, это внедрение системы АКС НДС — администрирование НДС в электронном формате. Это позволило закрыть схемы обналичивая, связанные с незаконным возмещением НДС. 

Было передано администрирование социальных взносов из ПФР в налоговую. Еще 2 меры, которые были успешно заявлены и не менее успешно реализуются — это внедрение онлайн-касс и объединение таможни и налоговой службы. Это объединение произойдет в этом году, но фактически эта мера — смысловое завершение всех предыдущих мер.  

Как итог, таможня, социальные фонды, налоговая, онлайн-кассы с розничным сектором попадают под один единый «колпак». Вся экономика России находится под единым «колпаком» налогового администрирования, что привело только за последний год к росту собираемости налогов на примерно 30%. При это надо отметить, что не только последний год был успешен, все последние 7 лет качество собираемости налогов росло быстрыми темпами. И сейчас система налогового администрирования в России по праву признана одной из лучших в мире. 

Учитывая то, что Минфин таким образом выполнил свои задачи, теперь в рамках новых правил игры нужно предпринять дальнейшие шаги для того, чтобы поддержать «белый» бизнес, то есть тех игроков, которые готовы работать в новом правовом поле. 

Первая мера — налоговый маневр, снижение социальных взносов и одновременное повышение НДС с 18% до 20%. Этот маневр важен и интересен тем, что он дает преимущество «белому» бизнесу перед «серым». Очень сложно уйти от уплаты НДС, его мы повышаем, автоматически повышая сбор в бюджет, но при этом очень много схем ухода в «серую» зарплату — снижаем налоги на зарплату и помогаем «белому» бизнесу. Таким образом, если мы успешно реализуем налоговый маневр, то мы нанесем последний удар по «серой» экономике, которые стоит нанести. 

Другие меры реформы налогообложения более болезненны и менее очевидно, что имеют положительное воздействие, но при этом могут быть очень полезны для нас. В данные меры входит повышение налогов для физических лиц (НДФЛ). Дело в том, что этот налог у нас является одним из самых низких среди развитых стран, поэтому повышение НДФЛ можно рассматривать как допустимую меру. Повышение НДФЛ — это повышение налоговой нагрузки на население, но не на бизнес. Поэтому бизнес находится в той ситуации, когда он может продолжать создавать рабочие места, продолжать развиваться. Это некий шаг в сторону бизнеса. 

Третий момент, который нам актуален — это пенсионная реформа, так как налоговая уже администрирует социальные взносы, они стали частью налоговой системы. Пенсионная реформа несколько раз претерпевала изменения. Мы пытались ввести инвестиционное накопительные счета и так далее — все это не увенчалось успехом. Сейчас складывается ощущение, что все отказались от дальнейших попыток реформировать каким-то образом пенсионную систему, но между тем, она должна быть реформирована. Нужно решить те сложности, которые есть с финансированием пенсионного фонда. Здесь на слуху — повышение пенсионного возраста. На мой взгляд, повышение неизбежно в какой-то мере, но хотелось бы, чтобы это сопровождалось мерами социальной поддержки населения этого возраста. Так, например, программа «активное долголетие», которая была запущена недавно как пилотная программа в Москве. Хорошо бы, чтобы такие программы были запущены по всей территории РФ, программы, которые поддерживают пенсионеров в их активной жизненной позиции. Очевидно, что в таком случае также необходимо улучшать работу в отрасли здравоохранения.