Как защитить права компании по результатам проверки Роспотребнадзора?

Автор: Оксана Олексюк, руководитель направления по развитию бизнеса

Роспотребнадзор — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. Основная мера за нарушение — штрафы или передача материалов в суд для решения вопроса о приостановлении деятельности.

O_Oleksyuk.jpg
Оксана Олексюк
Руководитель направления  
по развитию бизнеса

Проверкам Роспотребнадзора могут подвергнуться практически все компании, независимо от организационно-правовой формы бизнеса. Однако, наиболее часто с проверками сталкиваются те компании, чья деятельность напрямую связана с обслуживанием населения (торговля, услуги населению и т.д.). Проверка может быть плановой или внеплановой, то есть инициирована жалобой клиента.

Предметом проверки может стать осмотр помещения, наличие медицинских книжек сотрудников, правильно оформленная документация (например, оформление трудовых книжек и договоров, заключения санитарно-эпидемиологических служб) и многое другое.

По результатам прохождения проверки Роспотребнадзора необходимо ознакомиться с результатами, указанными в акте. Если у вас есть претензии к процессу проведения проверки и к её результатам, обязательно отметьте это в акте, поставив свою подпись. 

Как обжаловать результаты проверки?

Обжаловать результаты проверки можно в административном и судебном порядке. Это право проверяемого физического и юридического лиц закреплено в подпункте 4 пункта 8 Административного регламента проведения проверок Роспотребнадзором*. 

Административный порядок

Административный порядок предполагает подачу жалобы в письменной форме в проверяющий орган — Роспотребнадзор на имя руководителя или его заместителя.

Срок рассмотрения жалобы ограничен и составляет 7 рабочих дней со дня поступления жалобы.

В результате рассмотрения жалобы должностное лицо принимает мотивированное решение и оформляет его в письменной форме.

Решение может:

  • признать нарушение прав заявителя;
  • отменить результаты проверки;
  • оставить жалобу без удовлетворения.

В тексте решения должен быть указан порядок и сроки его обжалования.

У заявителя есть возможность обжаловать решение должностного лица Роспотребнадзора в вышестоящей инстанции, направив жалобу Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На подачу жалобы в вышестоящую инстанцию у вас есть 1 месяц со дня получения уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен письменный ответ.

Судебный порядок

Если в урегулировании претензии в административном порядке вам отказали, то следует обращаться в суд.

Ст. 40 п. 5.1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает срок, в который можно обратиться с заявлением на обжалование предписания в арбитражный суд. Он составляет 3 месяца с момента выдачи предписания. При этом, если арбитражный суд принял к производству ваше заявление, его исполнение и установленные в нем сроки устранения нарушений, приостанавливаются до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Рекомендации

  1. Ознакомьтесь с положениями 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  2. Соблюдайте обязанности юридического лица при прохождении проверки.

  3. Фиксируйте нарушения со стороны инспектора в процессе прохождения проверки.

  4. Отразите в акте по результатам проверки свои претензии.

Чем поможет Интеркомп?

  1. Поддерживать и консультировать по процессу прохождения проверки и обжалованию результатов.

  2. Обжаловать результаты проверки как в административном, так и в судебном порядке.

  3. Составить текст жалобы в Роспотребнадзор.

  4. Составить текст заявления в Арбитражный суд на обжалование предписания Роспотребнадзора.

*Полное название документа — Приказ от 16 июля 2012 г. N 764 «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства российской федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».