Налоговый маневр «22/22»


В последнее время среди представителей бизнеса одной из ключевых тем дискуссий, посвященных реформированию налоговой системы в Российской Федерации, является так называемый налоговый маневр «22/22». Он предполагает снижение размера страховых взносов с действующих 30% до 22% при одновременном увеличении ставки НДС с 18 % до 22%.

Екатерина Калинкина
Глава филиала Интеркомп Рязань
Впервые официальная информация о проработке данного вопроса была озвучена министром финансов Антоном Силуановым в ноябре 2016 года на III Международном форуме Финансового университета. Конкретные параметры планируемого маневра («22/22») предложил он же на ежегодной Неделе российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в марте 2017 года. Основная цель предложения Минфина - увеличение темпов роста экономики за счет сокращения доли теневых доходов путем выравнивания конкурентных условий для бизнеса.

Возможные последствия для компаний при реализации маневра «22/22»

На данный момент в Российской Федерации действует самая низкая ставка налога на добавленную стоимость за всю его историю:

Период Ставка НДС Основание
1992 28 % Закон РСФСР от 06.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»
1993-2003 20 % Закон РФ от 16.07.1992 №3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России»
С 2004 по настоящее время 18% Федеральный закон от 07.07.2003 №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ»

Кроме того, в настоящее время НДС один из самых хорошо администрируемых налогов. С 2014 года все плательщики НДС, налоговые агенты, лица, не являющиеся плательщиками данного налога, но выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога обязаны сдавать декларацию в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

Для камерального контроля НДС налоговиками используется Система управления рисками «Автоматизированная система контроля НДС» (СУР АСК НДС). Данный инструмент обеспечивает автоматический сбор всей информации (книги покупок, книги продаж, журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур) в едином хранилище, определяя при этом расхождения в сведениях об операциях в декларациях по НДС налогоплательщика и сведениях об операциях в декларациях контрагентов. В итоге все это позволяет налоговикам выявлять недобросовестных налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, компании - однодневки, а также выгодоприобретателей, получающих необоснованную налоговую выгоду от налоговых разрывов.

Повышение ставки НДС вызовет у некоторых компаний желание уклониться от косвенного налогообложения. Однако высокий уровень автоматизации камерального контроля над данным налогом может заставить отказаться от этой идеи. Кроме того, по расчетам Минфина налоговая нагрузка на налогоплательщика при повышении НДС на 4% и одновременном снижении страховых взносов на 8% не должна увеличиться - поменяется лишь ее структура.

НДС – косвенный налог и эффект от повышения его ставки будет проявляться также косвенно. По экономическому смыслу данного налога его платит конечный потребитель, а производитель (продавец) прибавляет НДС к стоимости товара. Тем не менее, для большинства компаний действующий механизм налога предусматривает временное отвлечение средств из оборота, так как между оплатой товаров (работ, услуг) поставщикам и оплатой проданного товара (произведенных работ, оказанных услуг) покупателем существует временной разрыв. Повышение ставки НДС увеличит налоговую нагрузку на компании и прежде всего на те, у которых длительный производственный процесс либо длительный срок реализации товаров (работ, услуг), а доля материальных затрат высокая. Компенсировать потери за временное отвлечение оборотных средств компании будут за счет повышения цен на свои товары (работы, услуги), либо за счет прибыли.

Кто будет в выигрыше?

С ростом налоговой нагрузки столкнутся и те компании, которые не являются плательщиками НДС либо налогоплательщики, осуществляющие операции необлагаемые НДС. К данной категории экономических субъектов относятся прежде всего представители малого бизнеса. Для них себестоимость производимой продукции (работ, услуг) увеличится за счет роста НДС, предъявленный поставщиками, и невозможности заявить его к вычету. Компенсировать свои потери они будут также либо за счет увеличения стоимости продаваемых товаров (работ, услуг), либо уменьшения своей прибыли.

Компании, которые выиграют от повышения действующей ставки НДС - это экспортеры, облагающие реализацию по ставке 0%. Для них возмещаемый из бюджета НДС возрастет при сохранении той же ставки с реализации. Для компаний-импортеров в данной ситуации налоговая нагрузка наоборот вырастет за счет увеличения НДС при ввозе товара.

Одновременное снижение совокупной ставки по страховым взносам с 30 % до 22% должно стать экономически выгодным для работодателей и должно создать условия для бизнеса по выводу заработной платы из тени. Особенно выгодным данное изменение будет для тех компаний, где доля заработной платы в затратах высока. Компании, выплачивающие так называемые «серые» зарплаты, зачастую расплачиваются за это более высоким налогом на прибыль (20 %), так как данные расходы они не могут учесть при расчете налога на прибыль, но тем не менее они «экономят» на страховых взносах (30%), не уплачивая их с «серых» зарплат. Снижение ставки страховых взносов до 22 %, скорее всего, заставит их задуматься о возможности «обеления» заработной платы с целью ее учета в себестоимости товаров (работ, услуг) и уменьшения налога на прибыль.

Ближайшее будущее

Несмотря на то, что предлагаемый Минфином налоговый маневр «22/22» имеет плюсы и минусы для бизнеса, при его возможной реализации, на которую потребуется 2-3 года, Правительству необходимо как можно точнее просчитать все последствия данного мероприятия для страны. Важно разработать соответствующие компенсирующие меры для тех сфер экономики и тех категорий потребителей, на которых больше всего отразятся негативные последствия налогового маневра. 22 мая 2017 года Антон Силуанов сообщил, что на данный момент Правительство все еще прорабатывает возможные последствия выдвинутого предложения. Не исключено, что это будет другое соотношение параметров (ранее Министерство экономического развития предлагало «21/21»), либо отказ от него вообще, в случае возможности добиться экономического роста без него.