Новый сервис ФНС. Индивидуальная оценка налоговых рисков

Автор: Елена Рыбникова, руководитель группы контроля качества услуг и методологии

В 2017 году Федеральная Налоговая Служба планирует запустить новый онлайн-сервис, который облегчит компаниям процедуру проверки новых контрагентов и поможет выявить сомнительных партнеров – аффилированных лиц и «однодневок». Это поможет организациям снизить риск доначисления им налогов из-за того, что их партнеры будут признаны компаниями, не ведущими реальной деятельности.


E_Rybnikova.png
Елена Рыбникова
Руководитель группы контроля качества услуг и методологии

За последнее десятилетие споры по поводу получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в связи с заключением сделок с недобросовестными контрагентами по праву занимают первое место среди налоговых споров, как по количеству, так и по суммам. Причем претензия может относиться к контрагентам второго, третьего и даже пятого звена.

На данный момент сервис находится в стадии разработки функциональных требований, поэтому у налогоплательщиков есть возможность повлиять на реализацию проекта, высказав свое мнение в отношении актуальности и целесообразности нового сервиса, возможных доработок. 

Рассмотрим перечень оцениваемых рисков, плюсы и минусы нового сервиса, приводим рекомендации Интеркомп.

  1. риск наложения штрафных санкций;
  2. риск приостановления операций по счетам;
  3. риск отказа в применении вычетов по НДС;
  4. риск отказа в возмещении НДС из бюджета;
  5. риск отказа в применении льготы по налогам (сборам, страховым взносам);
  6. риск доначисления налогов (сборов, страховых взносов);
  7. риск неполноты отражения доходов для целей налогообложения;
  8. риск необоснованного отражения расходов для целей налогообложения;
  9. риск участия в схеме уклонения от налогообложения;
  10. риск получения необоснованной налоговой выгоды;
  11. риск недолжной осмотрительности;
  12. риск отбора для проведения мероприятий налогового контроля.
Письмо ФНС от 14 августа 2017 г. N ЕД-4-15/16007 «О направлении предложений по вопросам публикации информации о рисках в личном кабинете налогоплательщика».

Плюсы

  1. Возможность увидеть в личном кабинете налогоплательщика риски, рассчитанные государственным исполнительным органом. Это позволит снизить риски претензий ФНС, риски доначисления налогов и выставления штрафных санкций.
  2. Снижается необходимость в налоговом консультировании аудиторами, налоговыми экспертами и прочими консультантами.
  3. Список оцениваемых рисков достаточно широк. На наш взгляд, стоит добавить динамику оценок рисков для компании (например, за 3 года).
Так, при заключении договоров, компания может предоставить контрагенту не только справку об отсутствии налоговой задолженности из ФНС, но и положительную динамику управления налоговыми рисками или полное отсутствие таких рисков у компании. Такая дополнительная оценка позволит в рамках ведения бизнеса повысить уровень осмотрительности, применяемой при заключении договоров и проведении сделок.

Минусы

  1. Отрицательным на данном этапе видится реализация данной «задумки». Ведь для налогового консультирования конкретной компании необходим полный анализ бизнеса, оценка дебиторской и кредиторской задолженности (в динамике, а не только на дату «среза» — дату бухгалтерской отчетности). Провести полный анализ компании только по данным налоговой и бухгалтерской отчетности не совсем корректно.

    Следовательно, напрашивается вопрос: анализ ФНС будет ограничен и для планирования бизнеса налогоплательщик его использовать не сможет? Или ФНС планирует ввести тотальный контроль «каждого уголка» бизнеса, а это уже больше похоже на внедрение в частную жизнь, даже с учетом того, что это жизнь юридического лица (а вот ИП – это уже и внедрение в частную жизнь физического лица). Данный вариант развития событий, на наш взгляд, не будет благоприятно воспринят в РФ.

  2. Также на сегодняшний день возникает вопрос в рамках исполнения анализа. Да, можно разработать ПО, которое будет считать контрольное налоговое соотношение. Да, можно сопоставлять даты уплаты налогов компаний (многие платят в последний день), проводить встречные проверки по счет-фактурам и валютным сделкам. Однако, никакое ПО не сможет детально оценить риск наложения штрафных санкций или неполноты отражения доходов. Оценка по декларациям и балансу даст результат поверхностной оценки риска и не будет для каждой компании актуальна. 

ФНС сможет полноценно оценивать риски только после проведения налоговых проверок, а не на основании полученной отчетности. Так как ФНС физически не проверяет каждый год тотально все компании российского бизнеса, оценка будет поверхностна, поэтому перспектива актуальности такой оценки снижается с учетом Указа Президента РФ о сокращении количества проводимых проверок.

Рекомендации

В рамках обсуждения инициативы ФНС и с точки зрения развития нового сервиса рекомендуем:
  1. высказать мнение в отношении актуальности и целесообразности нового сервиса;
  2. дать оценку его потенциальной эффективности для использования информации о выявляемых рисках (именно со стороны контролера).

Ваши мнения вы можете направить экспертам Интеркомп (а мы консолидируем и направим информацию в ФНС на рассмотрение) или напрямую в ФНС, Минфин.

Чем поможет Интеркомп

  1. Провести экспертный анализ налоговых рисков бизнеса в целом.
  2. Сориентировать в ситуации неоднозначной трактовки налогового законодательства.
  3. Провести оценку эффективности организации и функционирования бухгалтерской службы с помощью услуги Эффективная бухгалтерия.