Повышение НДС в 2018

Автор: Станислав Скакун, Директор по экономике и финансам Интеркомп

16 июня 2018 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о повышении НДС до 20%. Если законопроект будет принят, то изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.

Станислав Скакун, финансовый директор Интеркомп
Станислав Скакун
Директор по экономике и финансам Интеркомп

Среди всех налогов НДС был выбран потому, что сейчас это наиболее легко администрируемый налог. Это стало возможным благодаря появлению программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3. Эти механизмы помогают полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств и видеть, в том числе, уплачен ли НДС. 

Безусловно, для конечных потребителей - физических лиц и юридических лиц, которые не являются плательщиками НДС, всё это приведет к увеличению их затрат, иными словами потребляемые услуги подорожают, очевидно, в пределах 2%. Однако, сейчас инфляция в России находится на рекордно низком уровне, поэтому, если и нужно было проводить подобного рода налоговые меры, то сейчас самый лучший момент: на минимуме инфляции и с теми налогами, которые идеально собираются. Реализуемость и эффективность этих налоговых мер идеально рассчитаны. 

С другой стороны, когда повышение НДС обсуждалось ранее, это преподносилось не как отдельно взятая мера, а как мера в увязке со снижением социальных налогов. И хочется надеяться, что мы сейчас увидели первые шаги правительства в этом направлении, но мы увидим и последующие шаги. Так, с учетом того, что увеличивается пенсионный возраст и бремя на пенсионный фонд будет снижаться, хочется верить, что будут изысканы возможности снизить ставку социальных налогов

Почему это важно? В России все еще сохраняется какое-то количество компаний, которые работают в «серой зоне» и не платят налоги с ФОТ. Тем не менее, эти компании обязаны платить НДС и с уверенностью в 99% можно сказать, что они добросовестные плательщики НДС. Неуплата НДС приводит к быстрым последствиям, а схемы отклонения от уплаты налогов с ФОТ все еще существуют и применяются.  Другими словами, соц налоги администрируются гораздо хуже, чем НДС. Таким образом, если мы снизим соц налоги в совокупности с повышением НДС, то по сути мы значительно усилим нагрузку на «серый» бизнес и снизим нагрузку на «белый» бизнес. Снижение социальных налогов, безусловно, благоприятно повлияет на «белый» бизнес, а также на процесс «обеления» российских компаний. Это сделало бы реформу действительно правильной, изящной и максимально эффективной.