Проверки Государственной инспекции труда

Автор: Оксана Олексюк, руководитель направления по развитию бизнеса.

Как подготовиться к проверке ГИТ? Что изменилось для работодателей в 2018 году? Эти вопросы волнуют многих. Давайте разберемся, на что сегодня нужно обратить внимание работодателям, и какие нововведения подготовила для компаний трудовая инспекция.

O_Oleksyuk.jpg
Оксана Олексюк
Руководитель направления  
по развитию бизнеса


Изменением, коснувшимся всех работодателей, стало повышение МРОТ. С 01 января 2018 года федеральный МРОТ составляет 9489 руб. месяц. Работодателям, связывающим уровень вознаграждения работника с минимальным размером оплаты труда, необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание и другие кадровые документы, а также учесть это изменение при расчёте суммы пособий по временной нетрудоспособности и других социальных выплат.

С 1 июля 2017 года работник может предоставить своё письменное согласие медицинскому учреждению и получить листок нетрудоспособности в форме электронного документа. Такое нововведение призвано свести к минимуму число ошибок при оформлении больничных и начислении пособий. Уже сейчас в добровольном порядке работодатель может начать принимать к оплате листки нетрудоспособности в электронном формате. Для этого необходимо зарегистрировать компанию на портале госуслуг и подключить личный кабинет на сайте Фонда социального страхования.

Перед проверкой ГИТ особое внимание стоит обратить на корректность применения коэффициентов и процентах надбавок, расчёт «северного» стажа, а также расчет заработной платы работникам Крайнего Севера. Постановление Конституционного суда РФ от 07.12.2017 N 38-П создало прецедент по исключению из состава МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями. А вот, работодателям, у которых в штате есть сотрудники с инвалидностью, имеет смысл ознакомиться с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09 ноября 2017 г. № 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости».



Вопрос об индексации заработной платы затронут в докладе Федеральной службы по труду и занятости. Роструд рекомендует работодателям индексировать заработную плату сотрудникам при росте потребительских цен на товары и услуги, опираясь на данные Росстата.

С 1 января 2018 года Рострудом введены проверочные листы. В этом году инспектор должен приходить на проверку с чек-листом, в котором перечислены требования законодательства и вопросы к работодателю. Такой подход по задумке законодателей должен регламентировать взаимодействие между работодателем и инспектором, в том числе исключить проверку документов, не относящихся к предмету проверки.
В проверочные листы 2018 года, прежде всего, попадут: порядок приема и увольнения работников, режим работы и оформление отпусков. По традиции под пристальным вниманием инспектора окажутся вопросы, касающиеся своевременности выплат и уровня заработных плат, наличия поощрений и взысканий, предоставления расчетных листков и т.п.

За нарушение трудового законодательства работодатель несет ответственность. Виды нарушений и размер ответственности за их допущение, а также круг лиц, привлекаемых к ответственности, закреплены в статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Однократное нарушение повлечет наложение административного штрафа - от 30 до 100 тысяч рублей на юридическое лицо и от 1 до 5 тысяч рублей на должностное лицо. Повторные ошибки обойдутся работодателю дороже: штраф составит от 50 до 200 тысяч рублей и возможна дисквалификация должностного лица на срок до 3-х лет. Отметим, что в последнее время практика проверок показывает, что инспекторы всё чаще налагают не один общий штраф за группу идентичных нарушений, а отдельные штрафы за каждый факт нарушения трудовых прав работника. Нововведением 2018 года стало право ГИТ проводить внеплановые проверки по заявлению не только работников, но и на основании информации в СМИ, незамедлительно с извещением прокуратуры. Ранее требовалось предварительно получить согласие органов прокуратуры. Более того ГИТ получил право в ряде случаев не уведомлять работодателя о проведении внеплановой выездной проверки. Эти условия закреплены в ст. 360 Трудового кодекса РФ.

Digital в работе Ростуда


Роструд разработал для работников и работодателей сервисы, которые задуманы для сокращения количества нарушений прав работников и оперативной обработки их обращений.

Приложение для мобильных устройств «Я-инспектор» позволит сотруднику сообщить о нарушениях работодателем трудового законодательства. С 2018 года появилась возможность сообщить о нарушениях, связанных с оплатой труда. Теперь работник в онлайн-режиме может пожаловаться на задержку оплаты труда или неправомерные удержания. Для пользования приложением работнику необходимо иметь личный кабинет на портале госуслуг. Сервис позволяет видеть список жалоб пользователей, статус рассмотрения каждого обращения и ответ представителей госорганов. Для снижения рисков внезапной проверки рекомендуем работодателям просматривать список заявлений, чтобы подготовиться к внеплановой проверке ГИТ.

Роструд подумал также и о работодателях, создав сервис «Онлайн-инспекция», который позволяет провести самостоятельную проверку по 125-ти чек-листам. Сервис представляет собой набор анкет, разбитых по тематикам, с возможными вариантами ответов. По результатам заполнения анкеты работодатель получает рекомендации и акт с найденными нарушениями обязательных требований. Сервис позволяет пройти самопроверку анонимно.
Эксперты рекомендуют быть готовыми к проверкам каждый день. Для этого будет не лишним ежегодно анализировать политики компании на предмет соответствия действующему законодательству и корректность отражения условий во всех связанных документах. Может быть полезным, как минимум, ежегодный, а лучше полугодовой аудит кадровых документов и соблюдения процедур оформления кадровых событий. Также важным моментом является учёт обновлений в смежных направлениях, например, в защите персональных данных, миграционном учёте или введении независимых центров оценки квалификации и профессиональных стандартов.

Такой подход позволит своевременно выявить отклонения, оценить риски и принять меры по их устранению. Безусловно, аналитическая работа потребует дополнительных затрат времени текущей команды на отслеживание изменений законодательства, оценки их применимости к конкретному виду бизнеса, а также скрупулезного анализа документов на соответствие актуальным требованиям. Использование услуг профессионального провайдера позволит избежать этих затрат и получить независимую оценку, а также получить рекомендации и устранить нарушения.

    Чем поможет Интеркомп?


  • Кадровый аудит
  • Юридическая проверка локальных нормативных актов и шаблонов документов
  • Разработка внутренних политик и шаблонов договоров
  • Анализ и постановка процессов ведения кадрового учёта
  • Восстановление кадровой документации
  • Поддержка процесса кадрового учёта
  • Консультации по вопросам кадрового учета