Валютный контроль: суть, ответственность, рекомендации

Автор: Елена Рыбникова, руководитель группы контроля качества услуг и методологии Интеркомп

Елена Рыбникова
руководитель группы контроля качества услуг и методологии
Основная цель валютного контроля – обеспечение соблюдения норм валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Если сделка превышает 50 тыс. долларов США, то компания обязана отчитаться по ней перед агентами и органами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются банки, которым нужно представить:

  • Паспорт сделки (ПС).
  • Заявление на переоформление паспорта сделки.
  • Заявление о закрытии паспорта сделки.
  • Справка о валютных операциях (СВО).
  • Справка о подтверждающих документах (СПД).
  • Ведомость банковского контроля.

Органы валютного контроля – ЦБ РФ, а также, согласно Указу Президента РФ №41 от 02.02.16 г., Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством России (ФТС и ФНС).

Обратите внимание: агенты валютного контроля передают информацию о нарушениях валютного законодательства органам валютного контроля. Банки передают информацию о Паспортах сделок в налоговые органы и Банк России.

Ответственность

Органы валютного контроля на основании п. 1 ст. 23.60 КоАП могут привлекать к административной ответственности, предусмотренной п. 15.25 КоАП. Штрафы за несоблюдение сроков подачи отчетной документации по валютным сделкам составляют:

  • на должностное лицо (руководителя компании) до 50 тыс. руб.
  • на юридическое лицо (компанию) до 1 млн. руб.

Штрафные санкции ФНС применяют к каждому правонарушению, причем повторное аналогичное нарушение в течение одного года может привести к дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет должностного лица (ст. 19.7.1 КоАП).

Основная проблема для соблюдения сроков подачи отчетности в Банк по валютной сделке – это представление подтверждающей документации, так как партнеры не всегда соблюдают сроки возврата, например, подписанных актов по оказанным услугам.

Высоки риски нарушить требования валютного контроля по срокам: документация (справка о подтверждающих документах) должна быть подана в течение 15 календарных дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы. Вариант подать «нулевую» отчетность в срок и после сдать «уточненку» в рамках валютного контроля невозможен.

Поэтому снижение рисков претензий со стороны исполнительных органов в части валютного контроля – это соблюдение сроков документооборота между партнерами сделки, соблюдение сроков подачи отчетности в банк и в ФНС (по требованию).

Возможные пункты контракта для соблюдения сроков отчетности в рамках валютного контроля:

  • В контракт вносится пункт (если это новый контракт) или подписывается дополнительное соглашение (если это действующий контракт) о том, что «если партнер (заказчик) в течение 5 дней не возвращает исполнителю подписанный (надлежащим образом оформленный) акт и не представляет свои возражения по акту, то услуги считаются принятыми заказчиком».
  • В качестве подтверждающего документа в банк представляется акт, подписанный в одностороннем порядке.
  • В примечании в СПД делается отметка о том, что акт односторонний в соответствии с пунктом №… контракта.
ИЛИ
  •  «Подтверждающим документом является счет».
Так, например, в договорах АО Интеркомп на оказание услуг с некоторыми иностранными контрагентам для снижения риска нарушения норм валютного законодательства установлено:
  • Закрывающим документом на оказанные услуги является счет и счет-фактура.
  • Форма счета утверждена в приложении к договору.
  • В счете перечисляются все услуги, оказанные заказчику за отчетный месяц (с указанием цены и (или) стоимости каждой услуги). Он является односторонним (т.е. на нем предусмотрена только печать и подписи исполнителя).
  • Счет-фактура также является односторонним документом – ни печати, ни подписи заказчика.
  • В примечании в СПД указывается информация о том, что в соответствии с контрактом акт на оказанные услуги не предусмотрен. Подтверждающим документом является счет.

Рекомендации Интеркомп:

  • Руководителю компании на этапе заключения договора необходимо оценить вероятность несоблюдения сроков представления документации со стороны партнера и минимизировать такой риск. Руководитель совместно с юристом компании (специалистом отдела продаж) должны выработать политику взаимодействия с партнерами в части обмена документации для максимального снятия риска «задержек» в процессе документооборота.
  • Донести до партнеров информацию о важности своевременного подписания / оформления актов и своевременного представления копии их в банк.
  • Внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие контракты. При заключении новых контрактов на оказание услуг рекомендовать партнеру вносить соответствующие пункты в контракт.